Сочинение Семёна Черепанова, Канский район, победитель в разряде младшего школьного возраста.
Экология
Благотворительный Фонд В. П. Астафьева старается относиться к своей деятельности как можно более неформально, поверять её самой личностью Виктора Петровича, каждый раз представляя, как бы он отнёсся к той или иной инициативе и насколько бы её поддержал. Мы стараемся осмыслить и соотнести с обстановкой сегодняшнего дня различные аспекты культурного наследия нашего земляка и наряду пропагандой его сугубо литературного творчества, продолжаем развивать и другие Астафьевские направления – например, природоохранную область его деятельности, занимавшую в жизни писателя важнейшее место – вспомним антибраконьерский пафос книги «Царь-Рыба» или его борьбу с молевым сплавом на Мане. Партнёром нашего фонда по этой деятельности стал благотворительный фонд «Сохранение экосистем Сибири и Дальнего Востока» (ФЭДС). При его поддержке нами осуществляется следующая работа.
I. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНКУРС «ЦАРЬ-РЫБА. АСТАФЬЕВ И ПРИРОДА»
Конкурс проводился среди учащихся общеобразовательных учреждений Красноярского края в конце 2024 года, ознаменованного столетним юбилеем великого писателя и нашего земляка. Цель конкурса обратить школьников к наследию классика, изучить природоохранный аспект его произведений, а также оценить актуальность природоохранной проблематики конца 20 века в контексте сегодняшнего дня. Учащимся предстояло по-новому открыть творчество В. П. Астафьева, и одна из задач конкурса была в попытке переместить угол зрения на наследие писателя из привычной, сугубо культурологической области, которая нередко воспринимается детьми как нечто книжное, отвлечённое, «скучное» — в более конкретную, жизненную, которая в перспективе поможет становлению ответственной гражданской позиции учащихся, сформирует созидательный подход в их отношении к малой Родине и откроет дороги к практическому следованию тем нравственным принципам, которые отстаивал В. П. Астафьев.
Учащиеся писали творческие работы, изучая художественные и публицистические произведения Астафьева, где он затрагивает вопросы охраны сибирской природы, где делится своей обеспокоенностью и болью за происходящее на берегах Енисея. Для младших классов это форма свободного сочинения, а для старшеклассников – исследование, очерк, сочинение или любая форма, позволяющая раскрыть тему.
Результаты конкурса будут объявлены во второй половине января 2025 года. Лучшие работы будут изданы в специальной брошюре и разосланы по школам края, а учителя, помогшие в их написании будут награждены дипломами.
Инициатором конкурса является Благотворительный фонд В. П. Астафьева, партнёрами — Благотворительный фонд сохранения экосистем Сибири и Дальнего Востока и Дом Искусств Красноярский край.
II. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА «РИСУЕМ ЖИВОТНЫЙ МИР И ПРИРОДУ СИБИРИ» ПО КНИГАМ В. П. АСТАФЬЕВА
В посёлке Бахта Туруханского района Красноярского края, в окрестностях которого по инициативе местных жителей организован Заказник по охране тайменя «Река Бахта», в год столетия В. П. Астафьева Фондом Астафьева запущен проект «Царь-Рыба». В его рамках в начале 2025 года организуется в посёлке Бахта двухмесячная художественная школа: приглашён профессиональный дипломированный художник, который будет проводить с уроки живописи со всеми желающими. Идея организации школ живописи в отдалённых посёлках и конкретно в Бахте принадлежит Татьяне Тарковской («Виктор Петрович Астафьев хорошо знал, что такое детство в далёкой сибирской деревне и как ребятишкам в таких деревнях не хватает общения с музыкой, книгами, живописью.) Сегодня к этой нехватке добавился ещё один существенный фактор – родители оказались неподготовленными к обрушившимся на детей коммуникационным прессом, которой по сути является формой пропаганды идеологии общества потребления и уводит молодое поколения от традиционных ценностей Русской цивилизации в область совершенно иных ценностей.
Задача художественной школы дать детям из удалённых посёлков возможность приобщиться к академической культуре и овладеть навыками живописи с одной стороны, — и к природоохранному наследию Астафьева с другой. Будем учиться рисовать животных из произведений классика: и домашних (например, собак), и диких – таёжных зверей, птиц и, конечно, рыб, которые охраняются в Заказнике. Проект предполагает путь от основ живописи и рисунка до законченных работ, которые будут представлены на выставке в деревне Бахта и в перспективе в краевом центре городе Красноярске. Проведения школы ремёсел стало возможным благодаря поддержке Благотворительного фонда сохранения экосистем Сибири и Дальнего Востока (ФЭДС). Ещё в 2024 году закуплены материалы для занятий – краски (масло, гуашь, акрил), холсты на картоне и на подрамниках, комплекты кистей (синтетика и натуральные), карандаши, бумага, мольберты настольные и прочие аксессуары.
III. МУЗЕЙ ТАЁЖНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Центром экопросветительской работы посёлка Бахте является Музей таёжного природопользования. Музей с самого начала задумывался как особый. Известно, что во многих посёлках есть краеведческие музеи, отражающие быт и историю поселения, и это прекрасно. В Бахте же решили пойти дальше и отразить в экспозиции культуру традиционной жизни на Енисее, в которой главное место занимают технологии изготовления предметов охотничьего и рыбацкого быта, родившиеся на взаимобогащающем стыке кетской, эвенкийской и русской культур. Встал вопрос, как именно отразить в музейной экспозиции технологии? Ведь школа ремёсел дело важное, но периодическое, и её не поставишь на стеллажи – разве только в виде результатов работы. Поэтому изюминкой музея было решено сделать следующее экспозиционное решение: представить то, чего нет ни в одном музее: экспонаты, отражающие стадии изготовления предметов традиционного природопользования: в первую очередь долблёной лодки (ветки), берестяного туеса и камусных лыжи. Все экспонаты кроме долблёнки должны быть в натуральную величину. Долблёнка же должна быть представлена в виде макетов по 60 см. К изготовлению этих экспонатов будут привлечены школьники. Главной особенностью указанных предметов быта и промысла является следующее: изготовить их невозможно без досконального знания природы – то есть, с чем и с какими материалами работать, а также когда и где их заготовить, (к примеру, снять берестяной «сколотень» для туеса можно только в период максимального сокодвижения). Крайне важным представляется приобщение школьников к мастеровой культуре предков, к эстетике труда в тайге и на реке, несущему небывалый сплав красоты и смысла, давно уже утерянный в современном мире.
Так планировалось на заре музейного проекта и именно с этого он и начинался. Более того, именно благодаря этой идее проект получил организационную и финансовую поддержку. Музей существует и работает, но в силу ряда причин в экспозиции до сих пор отсутствуют упомянутые выше «стадии» и музей, заявленный как технологический, не имеет главных, программных экспонатов.
Фонд Астафьева планирует восполнить этот пробел, осуществив при поддержке фонда (ФЭДС) работу по заготовке материалов, изготовлению экспонатов и проведению мастер-классов для детей и всех желающих.
IV. ОХРАНА ТЕРРИТОРИИ ЗАКАЗНИКА «РЕКА БАХТА»
Если в акватории Енисея главным объектом охраны является сибирский осётр, герой рассказа Астафьева «Царь-Рыба», то жемчужиной Енисейских притоков по праву считается ещё одна Царь-Рыба – обыкновенный таймень, занесённый в приложение к Красной книге Красноярского края и в Красную книгу Российской Федерации. Общая длина гидросети заказника «Река Бахта» с притоками, где осуществляется охрана и восстановление тайменя и так же краснокнижного ленка, составляет около 600 километров. Это труднодоступные и удалённые места, которые в начале 21-ого века были оккупированы туроператорами, развернувшими здесь полузаконный коммерческий поточный туризм.
Наш фонд помогает государственным инспекторам в проведении антибраконьерских рейдов и охране территории Заказника. Обеспечивает их современными средствами связи, оборудованием и техникой, а также помогает с её ремонтом, снабжая запасными частями и расходными материалами и материалами, необходимыми для оборудования навесов для хранения техники. Такая разносторонняя поддержка стала возможна благодаря Фонду сохранения экосистем Сибири и Дальнего Востока (ФЭДС).


Фонд им. В. П. Астафьева совместно с Домом искусств объявляет победителей Краевого конкурса школьных работ «Царь-рыба. Астафьев и природа», направленного на популяризацию творчества русского писателя В.П. Астафьева и изучению его творческого природоохранного наследия. Конкурс проводился при поддержке Благотворительного фонда «Сохранение экологических систем Дальнего Востока и Сибири»,