На главную / Новости / 2020 год

17.12.2020

Несколько вопросов для лауреата премии по поэзии Ильи Новикова

Новиков Илья Александрович, Абакан.

1. Добрый день, Илья. Портал фонда Астафьева рад вас поздравить с премией. Помните, во сколько вы начали писать стихи?
Ответ: Здравствуйте! Спасибо вам! Такая серьёзная награда для меня является настоящей неожиданностью и достойным примером того, что мои способности, мой голос, моё слово имеют ценность в мире современной поэзии. Первые стихи я, к своему удивлению, пробовал писать в 12 лет, но это были даже не первые неуверенные шаги, а скорее баловство.

2. А первое ваше стихотворение. Помните? Не читали ли вы его родителям? И как они отнеслись?
Ответ: Первые более-менее серьёзные стихотворения, на тему мажорно-минорной романтической лирики, я писал в 18 лет. Нет, никому не читал и не показывал. Это было больше для себя, чем для демонстрации кому-либо.

3. В биографиях пишут, что вы стали сочинять под гитару песни. Как сейчас у вас обстоят дела с музыкой. Пишите ли вы песни? Наверное, вы были первый парень в школе?
Ответ: Был такой период, я даже был частью коллектива. Мы выступили на фестивале «СОРОКА», кажется в 2014 году, после чего прекратили своё существование. Сейчас играю для своего удовольствия. Иногда что-то пишу, но серьёзное занятие музыкой требует больших ресурсов времени и сил, которых у меня уже нет в нужном количестве. В школе я наоборот был неприметным и тихим. В школьные годы весь внутренний огонь ещё тихонько тлел, не вырываясь наружу.

4. Кстати, про школу. Как вы учились в школе?
Ответ: Учился средненько, потому что мне тяжело давались точные науки, а физику я просто не понимал, но не по вине учителя. Физическая культура и различная массовая деятельность тоже не нравилась, потому что не любил, когда на меня обращают внимание.

5. Все поэту влюбчивые люди. Вы влюбчивый человек? Любовь является ли для вас темой вдохновения?
Ответ: О да, ещё как. Чаще всего это был коктейль из ярких эмоций и тёплых ощущений с тяжёлым похмельным синдромом. Но в последнее время любовь меня не тревожит, поскольку я избавился от некоторых заблуждений и неправильных взглядов, которые делали меня несчастным.
Я думаю, причина моей влюбчивости во многом кроется в заблуждениях, осевших во мне по причине кинематографического бума, который пришёлся на годы моего детства (90-ые). В кино это всегда подаётся как безусловное счастье, не требующее работы над собой, и нечто главное в жизни, доступное якобы лишь избранным. Кино, как и любой источник внешней информации, формирует сознание, действуя на восприятие реальности. Поэтому, на мой взгляд, впечатлительным юным людям время от времени необходим некий отрезвляющий курс для адаптации к реальности, чтобы не витать в облаках (смеюсь). Иначе можно упасть и ушибиться, даже не поняв, что пошло не так, потому что делал вроде всё «правильно».

6. В стихах отмечают вашу образность. Вы делаете акцент больше на рифму или на образ? Долго ли приходится искать точный образ?
Ответ: Чаще всего сначала мне приходит образ, а потом я подыскиваю рифму. Из-за отсутствия образования в области стихосложения, я как слепой котёнок — наощупь выбираю слова, рифму и образы. Работаю интуитивно, если так можно сказать.
Самообразование в этой области не даёт мне ощутимых результатов, скорее больше запутывает. Наверное, я просто не нашёл своего учителя или критика. Однажды мне посчастливилось слушать публициста и критика — Сергея Станиславовича Куняева, заместителя главного редактора журнала «Наш Современник». Его анализ и глубина проникновения в материал меня сильно впечатлили.

7. Одна из ваших тем — Человек в современном обществе. Как живется молодому человеку в современном мире сейчас, и как, по словам родителей, раньше — можете, сравнить?
Ответ: Раньше была уверенность в завтрашнем дне и настоящая дружба народов, лучшее в мире образование, равноправие, множество подвигов и свершений, которыми гордились с самого детства. Сейчас в кумирах у молодого человека, скорее всего, эпатажные исполнители, раздутые интервьюеры и разные блогеры, которые формируют мнения и личность будущей нации.
Некоторые родители, если вообще участвуют в жизни своих детей, стараются дать им достойное воспитание. Однако случается такое не всегда, поскольку сейчас у каждого свои проблемы и, по большому счёту, каждый сам за себя. Надо ли это контролировать и как-то противостоять? Надо ли воспитывать молодёжь? На мой взгляд — жизненно необходимо.

8. Что вам не нравится в современном мире?
Ответ: Основные темы, которые транслируются сейчас в головы молодёжи — культ денег, призывы к примирению с врагами СССР и очернение союза любыми способами, порицание патриотизма, мода на терпимость и псевдоуникальность, замыкающая человека на себе. Мне кажется, формируют эти мнения те силы, которые не желают возвращения социализма, либо желают поделить оставшиеся ресурсы государства в целях личного обогащения или обогащения заказчиков.
Основная повестка, как мне кажется, сейчас звучит так: «твоя жизнь — твои проблемы». И ещё такой вариант: «Не парься, а если что-то не нравится — проходи мимо». Очень цинично. Массы разобщены, а проблема голода, которую можно решить за несколько дней, так никуда и не делась, поскольку решать её никому не выгодно. Проблема дорогостоящей медицинской помощи также может быть разрешена не одним лишь путём пожертвований. А на горизонте уже вовсю стоит проблема жилья.
Капиталистический строй не может развиваться, без поглощения новых территорий и/или ресурсов. На памяти человечества уже 2 мировые войны, а сейчас мир стоит на пороге третьей, но, многие предпочитают не париться.

9. Как изменилась ваша жизнь за этот год?
Ответ: Из-за пандемии? Никак не изменилась, поскольку работаю я удалённо. В 2020 году прочитал несколько новых книг, посмотрел несколько новых фильмов, удостоился публикации в Литературной Газете и стал лауреатом премии имени Виктора Петровича Астафьева.

10. Вы живете в Абакане. Какие ваши любимые места?
Ответ: Мне нравится Район центральной почты, Преображенский парк и набережная на Северном проезде. У нас небольшой город, но благодаря заслугам бывшего мэра, Николая Генриховича Булакина, в нём есть много достопримечательностей и уютных мест.

11. Не хотели бы вы переехать в Москву? Литературная жизнь у вас в Хакасии достаточно бурная?
Ответ: Если бы хотел, наверное, уже бы жил там. Я однажды был в Москве проездом, но мне не понравился темп и атмосфера столичного мегаполиса. Литературная жизнь в Хакасии живёт благодаря Дому Литераторов Хакасии. Проводятся разнообразные мероприятия, писатели и поэты посещают разные города и сёла, знакомят молодёжь с местным творчеством и особенностями культуры коренного народа.

12. Скажите, пожалуйста, кем вы работаете? Ведь поэзией заработать сложно.
Ответ: Уже 7 лет я работаю копирайтером, удалённо. Пишу информационно-продающие тексты на разные темы для сайтов заказчиков. Считаю, что труд обязателен, поэтому не поддерживаю авторов, которые предпочитают заниматься лишь поисками вдохновения, вместо работы.

13. Были ли случаи, когда поэзия смогла спасти вас? А были ли случай, когда вы проклинали себя, что умеете писать?
Ответ: Спасти? Нет. Спасти меня могут только специальные службы, неравнодушные люди и, конечно, я сам. Проклинать себя за имеющиеся способности? К счастью, такой глубокой рефлексией я не страдаю.

14. Каких современных поэтов вы бы отметили? Кто из них повлиял на ваше становление?
Ответ: Поскольку я рос на музыке, то могу назвать достаточно много зарубежных и отечественных исполнителей, повлиявших на меня. Что касается поэзии, из школьной программы понравились «Мцыри» М.Ю. Лермонтова, «Незнакомка» Александра Блока и поэма «Василий Тёркин» А.Т. Твардовского. Творчеством Есенина, Клюева и Маяковского заинтересовался позже.
Из современников могу выделить Виктора Кирюшина, Андрея Лысикова, Татьяну Вольтскую. Как правило, мне нравится одно-два стихотворения из авторской подборки, поэтому сложно сформировать список самых повлиявших на моё становление авторов.

15. Скажите, пожалуйста, захотели бы вы жить в серебряном или золотом веке поэзии, и почему?
Ответ: Я считаю, нужно жить здесь и сейчас, наслаждаясь тем массивом творчества, которое нам оставили предки, и равняться на лучших авторов, если вы тоже пишете.

16. С кем бы из классиков, ныне не живущих, вы бы с удовольствием встретились, о чем бы вы его спросили?
Ответ: Хороший вопрос. О классиках много написано, в том числе целые биографии. С Шекспиром, наверное, хоть мы бы и не поняли друг друга. А если из русскоязычных авторов, то с Сергеем Есениным, пожалуй. Спросил бы его, что произошло в «Англетере», в ту роковую ночь, с 27 на 28-ое декабря 1925 года.

17. А если бы это был Пушкин — пять вопросов, которые вы бы ему задали?
Ответ: Спросил бы, есть ли новые произведения (смеюсь). Я на самом деле настолько тёмный человек в литературе, что плохо знаком творчеством Александра Сергеевича. Прошу прощения, если разочарую кого-то своими вопросами.
Наверное, я бы спросил у Пушкина, доволен ли он нынешней Россией, считает ли он кого-либо из современников достойным звания поэта, был ли он уверен в том, что будет убит молодым. Конечно, интересно было бы узнать его мнение о своих стихотворениях и получить совет для дальнейшего творческого развития.

18. Вернемся к Астафьеву, ваше любимое его произведение, почему?
Ответ: К сожалению, я далеко не всё читал у Виктора Петровича, но хорошо знаком с его малой прозой. Мне врезался в память рассказ «Бабушка с малиной». Хоть вначале повествования и произошла неприятность, но сообща люди помогли пожилому человеку. Здорово, когда литература учит доброте и отзывчивости. В современной жизни этого слишком мало, а люди, на мой взгляд, нуждаются в отзывчивости, доброте и поддержке.

19. Скажите, а что нужно сделать, чтобы поэты жили в стране, как богатые люди. И нужно ли это? Всегда ли поэт должен быть нищим, бедным, но романтичным?
Ответ: Насколько я знаю, сейчас как раз рассматривается идея официального введения таких профессий, как писатель и композитор. Здесь очень важным моментом является система оценки такого труда и квалификация специалиста, то есть получение обязательного образования. Если главным оценочным фактором будет только лишь объём и регулярность выхода произведений, то за стабильным окладом выстроятся очереди новоявленных «писателей».
Поощрять авторов важно и необходимо, но оплачивать из налогов граждан регулярную зарплату за произведения, в которых некоторые авторы наверняка будут очернять память предков, поскольку повестка такая в последнее время активно насаждается, дело сомнительное и даже опасное. С другой стороны, много ли можно написать на пустой желудок? Вопрос сложный. Поэтому постараюсь посмотреть на проблему под другим углом — важно поддерживать социальными выплатами не только авторов, но и всех малоимущих граждан.
Считаю, что романтичность не зависит от состоятельности. Главное быть добросовестным, деятельным и богатым внутренне. А поскольку поэзия, на мой взгляд, является больше хобби, чем профессией, то всегда следует заботиться о наличии основного или хотя бы малого заработка. Я лично не поддерживаю стремление сделать поэзию источником своего дохода, поскольку в таком случае качество неизбежно будет размываться количеством.

20. Не хотели вы попробовать себя в других жанрах? И над чем вы сейчас работаете?
Ответ: А я никогда не ограничивал себя в творчестве. С детства люблю рисовать, вырезать, лепить из пластилина. В последние годы, время от времени, увлекался рисованием, писал музыку, играл в двух любительских театрах, «Эгоист» и «Белый рояль», а также пробовал себя в прозе.
Летом написал поэму, основанную на хакасской легенде о великой матери Хуртуях, а также серию стихотворений, посвящённых переломным моментам в истории религии нашей родины. Совсем недавно спонтанно получилось создать серию коротких рассказов для детей. Прочитал дочке перед сном, ей очень понравилось. Теперь вот появился план сделать из этих рассказиков целый спектакль, чтобы показывать маленьким зрителям в детском театре.
У меня уже несколько лет лежат две начатые рукописи, но проза всегда требует много времени, дополнительных знаний и определённого настроения. Придёт время, и я закончу эти работы, если не вырасту из них.
Надеюсь, всё получится!

Кондрашева (Мосунова) Дарья