На главную /

24.03.2014

МАТЮШКИН Богдан, г. Армавир

Pro Scriptum
Здравствуйте! Я — Богдан. Я — автор, создатель героев, с которыми Вы, может быть, проведете некоторое время своей жизни. Конечно, если мне повезет и их истории затронут и увлекут Вас. Если же Вы отложите повесть, не дочитав, — что ж, значит, я еще слабый рассказчик, ведь мне пока только 16, и это моя первая книга. Она составилась из разрозненных рассказов, объединенных — условно — темой перемен. Неважно, перемены ли это в мироздании, природе или в человеческом сознании. Один из рассказов, «Дриада», задуман в жанре science fiction, один — «Поединок с тенью», пожалуй, — fantasy, сюжеты «Поединка с тенью-2», «Галатеи», «Измены» и «Загадай желание» могли бы развернуться в нашей реальности, «В тени столетних лип» – просто печальный вздох по уходящей из мира доброте, как-то сама собой сочинилась антисказка «Not „Happy Prince“», а о весне — так, небольшая фантазия по поводу вечной лихорадки жизни. Рассказы начали приходить ко мне в 14, до этого были опыты типа аркадных романов в стиле Fantasy и Gothic, и вот — нечто, в чем хоть намеком проявилось мое мировоззрение.
А теперь подробнее о каждом рассказе.
«Дриада» — это утверждение мысли о необходимости действия, о неравнодушии. И кроме того, такая вот версия нашего будущего. Вот если не придут на помощь дриады — что мы будем делать тогда?
Есть два «Поединка с тенью». Первый задуман как этюд о Великой Мечте, которая есть не у каждого; а из тех, у кого она есть, очень немногие овладевают ею; из тех же, кому всё-таки (всё-таки!) удалось осуществить её, далеко не все счастливы, и даже далеко не все живы. По существу, это рассказ о невозможности жить без Мечты, рассказ о погубленных человеческих возможностях, о загубленной жизни. И Тень здесь — человек без Мечты, а если хотите, то в конечном итоге — без души. Ибо что есть такое душа, как не мечта о счастье? Задумайтесь — сколько скитается в нашем реальном мире таких теней? Ну и есть в рассказе, конечно, немножко (а может, и множко) мистики, потому что мистика порой так привлекательна… Как загадочное бескрайнее море. И кстати: что парень перевоплотился, я додумал уже в повести. Может быть, потому, что мой младший брат Володька сейчас мечтает стать дельфином, жить, правда, планирует по-прежнему в нашем доме, но для этого надо поставить большой аквариум («Даня, бойшой-пьебойшой, я же хасту»).
Второй «Поединок», наверное, можно оставить без комментариев. Он о подростках, в какой-то степени обо мне самом. Хотя меня он увлёк образом Ольги. Что-то в ней не так, она отнюдь не кукла (я надеюсь на это), и этим она интересна, по крайней мере — мне интересна. И я решил попробовать «вывести её в свет» в других рассказах. Так она, повзрослевшая, появилась в «Измене» и сама уже ощутила всю горечь предательства. Это не я ей отомстил, а просто так сложилось.
«Измена», «Галатея» и «Загадай желание» — три разных иллюстрации взросления и самоосознания. Становление рассказчика-героя идет через раскаяние, и это очень печально, но в жизни так бывает. А вообще мне было интересно экспериментировать с точкой зрения рассказчика-героя, было важно его глазами на мир посмотреть и его словами о событиях рассказать. Хотя «Галатея» в этом ряду стоит несколько особняком. Этот рассказ полон мистики, он все же больше о том, какую роль играет в жизни человека (в частности, в жизни этой несчастной девочки, покорно взвалившей на себя вину за случайности или чужие преступления) злорадно хихикающий Слепой Случай. Ну и в первом варианте рассказа в самом конце ведущей становилась инопланетная или иноизмеренческая линия, рассказ приобретал обобщенное звучание. И правда, кто знает, сколько и кто еще живет в бесконечном количестве миров, о которых мы даже и не догадываемся. Для повести я урезал рассказ, оставив только историю детдомовской девочки.
«В тени столетних лип» — мой любимый рассказ. Я через него попытался показать ценность простых человеческих чувств и душевных движений, ценность доброты и милых мелочей, из которых, как из 3-D паззлов, собран наш сложный многомерный мир.
«Not Happy Prince» — это не «Unhappy Prince», то есть не «Несчастный Принц» и даже не «Несчастливый Принц», а именно «Не „Счастливый Принц“». То есть это НЕ состоявшаяся добрая история, каковых, к сожалению, в нашем мире слишком много.
И наконец, «Весна» — просто о непрерывности и цикличности нашего бытия, о вечном умирании и возрождении, о круговороте времени и наших желаний, что само по себе – хотя и не ново, но, согласитесь, здóрово. Пожалуй, единственный из всего цикла безоблачно оптимистичный рассказ.
И был отдельный рассказ «Гнев богов», о мальчике-дауне, со статьей-примечанием к нему. Записывая этот рассказ, я безумно жалел своего героя. Но со временем почему-то уверился, что мой Валера не нуждается в жалости, что он выкарабкается сам. Так и случилось (было бы так в жизни!)
Рассказы тоже были моим дебютом, представляли собой этакую мозаику из реальных и фантастических случаев и с самого начала смутно тревожили меня, казались незавершенными. Они так и остались бы рассказами, так и запылились бы (виртуально) в папке «Малая проза», если бы не мой банальный юношеский максимализм. Сначала я сочинил еще один рассказ — о девушке с радугой в прическе, и это стало точкой, дальше которой нельзя было идти. Этот рассказ получился даже грустнее и страшнее всех предыдущих. И мне стало черно и печально. Рассказы были о такой безнадеге, давали столько негатива и так мало надежды, что мне вдруг ужасно захотелось все изменить.
И вот — повесть, маленькая, но все-таки… Я собрал в ней правдивые (верьте мне!) истории нашей жизни, но, так как все люди, и особенно подростки, любят мечтать и хотя бы в мечтах выпрямлять линии неудавшихся судеб, я и решил исправить реальность с помощью своего любимого героя — солнечного мальчика Валеры. Эта чистая душа и не подозревал, какой волшебной силой обладает! А я догадывался о его даре с самого начала, и вот — позвал его на помощь.
А Вас я зову в мою повесть.
Вот она — лежит перед Вами, словно медовое, спелое до прозрачности яблоко. И открыты все двери в нее. Так что со свойственной мне обстоятельностью («правая рука моя ложится — образно — на левую ручку правой двери, а левая в это время — тоже виртуально — подтягивает рюкзак за среднюю лямку») приступаю к делу. Ну — вперед!

Стоп-стоп-стоп! Не так быстро! Прежде хочу предложить Вам фразу. Это мой тест, который я предъявляю незнакомым людям, подобно тому, как Экзюпери предъявлял рисунок удава, проглотившего слона. Прошли Вы его или нет, Вы поймете в самом конце.
Вот эта фраза: _БОГ_ЕСТЬ _

А теперь и правда — погнали!

Открыть файл Читать все произведение

Оргкомитет конкурса