На главную / Интервью / 2012 год

05.12.2012

Таежная школа

Чтобы доехать от Красноярска до Подтесова, нужно проехать расстояние равное Франции, а быть может и захватить хвостик Италии.

Переплыть самую многоводную реку Енисей. Выпить стакан алкогольного бальзама с капитаном парома для согрева и съесть подчистую все пирожки, что испекла мама. Удивиться разницы температур: по всей Сибири плюс 9, а тут минус 20, накрутить из палантина чалму на голову и посмеяться собственному изображению в зеркале.

Марк энд спенсер

— Так, дочка, север тут! Рядом Северо-Енисейск. Чуть в стороне Богучанская ГЭС. И тайга, тайга с медведями, — улыбается капитан.

— И что тебе надо в этой глухомани-то?

— На диковинку вашу хочу посмотреть. На школу вашу, детки которой в международных конкурсах выигрывают, и лучше всех учатся в крае.

— А! Школа у нас ого-о!! — Радуется капитан. — А то все за лесом и за лесом приезжают.

***

В силу своей волчьей работы «журналистом по деревням» видела, если закрывают школу — сразу село разваливается. Сердце в деревне — это школа. При школе всегда есть телефон, медицинский пункт, там еще звучит колокольчик будущего деревни, зыбкого, но будущего. Поэтому до последнего стараются удержать школу. Не дать ей закрыться. И даже если есть 15 детей. Умоляют не переводить ребятишек в другую. Потому что, как только перевели, родителей в родных местах уже ничего не держит. А значит, после закрытия жить деревне 5 или 10 лет. Как отрезанный от корней цветок или перерезанный ручей усохнет и высохнет, а дома забьют и если кто сможет, уедут в город на заработки и житье.

И когда ехала на автобусе, видела, вроде от центра, и не далеко, и асфальт, а деревни, брошенные, как грибы прогнившие, старые. Крыша у изб почерневшая, мхом проросла, а окна — глаза как у покойника закрыты.

***

Школа в Подтесово в три этажа, с двумя спортзалами. Красивая! Рассчитанная на 1500 человек в большом поселке городского типа (в смысле есть блага цивилизации — каменные пятиэтажки, общая котельная да плюс вода теплая в домах) но тоже терпит как Титаник бедствие из 1500 наполняемость 520. А все потому, что огромный судоремонтный завод работает уже не в полную ногу, и даже не в пол ноги, на мизинчиках стоит.

Первый вопрос гостя:

— Ну как у вас с медведями?

— Да, удивительно, этим годом не было. А вот в прошлом ходили по улицам. И было слишком боязно. Особенно когда дети из школы возвращались…

***

Сердце в школе — это музей. Музей школьный солидный, красивый. Музей посвящен Астафьеву. И дети читают этого писателя. Мы с астафьеведами стали задавать деткам каверзные вопросы — и дети легко отвечали. Для них Астафьев не программный писатель. Мы и приехали на юбилей музея, на его 10-летие, поддержать слависта и создателя музея Татьяну Дмитриевну. Что значит школьный музей? Многие родители вряд ли скажут. А для этой 46 школы музей — возможность получить гранты, а значит поехать по России, участвовать в олимпиадах, в конкурсах, музей — возможность пригласить интересных людей — художников и писателей. Музей дает тему. Проза Астафьева и все вокруг этого крутится. Попутно они изучают других писателей. Если уж тянуть веревочку от Виктора Петровича, то она непременно приведет к таким именам как Николай Рубцов, как Виктор Носов, как Александр Солженицын. Это история писательства родины, это история страны.

— Вы знаете, вы как Апостолы. Вы взяли яркий свет и мудрое слово Астафьева, понесли детям, зажгли их, а сами дети несут его дальше.

***

А как же новые стандарты? Как вы успеваете заниматься той работой, которая сейчас никому не нужна и не оценивается.

— Да, слишком много писанины… Но мы стараемся. Мы не хотим все ломать. Мы хотим сохранить лучшее в преподавании. Ребенок без инсценировок, необычных уроков, викторин, постановок — не сможет.

Каждый год мы устраиваем для детей школьную музейную ночь, где каждый класс готовит инсталляцию или перфоманс. А вы ходите паровозиком и посещаете станции. Причем ночью, что особенно детям нравится!

***

Но удивляться хорошо. Директор школы рассказывает о своей боли — как сложно сейчас возвратить своих учителей и врачей работать обратно.

— Школа каждый год устраиваем вечер встреч одноклассников, чтобы нить не порвалась. И дети, выучившись, возвращались. Мы находим им квартиры, опекаем их. Пишем им письма, звоним. Держим связь с каждым, чтобы они знали, что они нужны нам!

***

Я ехала через весь чертополох сибирской тайги и думала, как же они смогли сделать так, что школа, внутри которой есть теплота, в каждом классе имеется и экран, компьютер, и проектор, и это не столица, где рядом аэропорт или магазин с техникой. Тут до ближайшего аэропорта 500 км пути. Как же так, дети с порога здороваются, улыбаются. Глаза умненькие, лица красивые. Как же так, они знают, кто такой Кафка, знают кто такой Сократ, Бомарше. А ведь многим надо и корову выпасти и другую скотинку накормить.

И радовалась за них. Таких светлых и хороших детей! Дай же Бог им здоровья и сил не загубить, а развить все то, что вложили в них Учителя. С большой буквы УЧИТЕЛЯ!

Кондрашева (Мосунова) Дарья

Оргкомитет конкурса

Фоторепортаж: