На главную /

22.06.2011

БАРБОТИНА Татьяна, г. Хотьково Московской области

Атак

По краям дорожки росли пионы. Пион красный и пион белый протягивали друг другу головы. Она сказала: стакан молока и культя, обрубок такой кровавый, с желтым блеском кости внутри. Вот еще как называется — марьин корень или шегня. Нет, тяжелые цветы, правда? Она повернула голову: что ты молчишь все? Пес был старый, ему было скучно отвечать, только приподнял кожу над глазами и посмотрел на нее. Тогда она сказала: ты старый, ты похож на рыхлое полено… почему я не подумала об этом? Как некстати — рыхлое полено и Мальчик. Какой ты к черту Мальчик? Теперь будешь Пес-старец. Пес согласился и закрыл глаза. Он думал одну мысль, вернее, он представлял себе то, чего сделать не мог уже давно — бежит, он бежит и бежит, легко и в горку, потом, проследив летящее над головой яблоко, срывается и уже несется, забывая дышать, без ног. Пес перекладывает голову на другую лапу, слегка помахивая хвостом. Нет радости даже от того, что гладят шкуру. Где-то у хвоста так легко и неловко. Это маленькая хозяйка пришла. Хлопает. Наступила на хвост. Вот ее ноги. Пахнет так смешно и падает. Она говорит: не реви. Слюнявит лист подорожника и прикладывает к коленке, оправляет платье, целует. Она говорит: эх, ты, матрешка, что в голове у тебя? Вот заберусь сейчас к тебе в голову и услышу щебет твой. И пойму что значит «атак», ну что ты мучаешь меня, что это? Атак! Ну, где он? Девочка улыбается и тычет за спину матери: Атак! Мать говорит: ну кто? Мальчик что ли? Атак? Девочка убегает.
Вот пришел, шуму поднял. И зачем пришел? И чего шум? Только знает, что пищать. Неприятный голос. Называется — дискант. У мужчины дискант — всегда неприятно.
Сел, говорит: Наденька, слышь, птицу твою ворует у тебя кошка. Из гнезд таскает и швыряет по кустам. Птица бедная заливается, места ей нету, а ты сидишь.
— Ну, что мне, встать?
Кряхтит и головой туда-сюда: нет в тебе сути, женщина ты хорошая, а сути в тебе нет. Ходил вчера за телефон платить, а ты и не сказала, что оплачено уже. Невнимательность хуже, чем что-нибудь еще худшее, а мне не обидно, я только понял невнимательность и как-то холод у меня к тебе пошел и пошел.
— Забыла. Сказать забыла.
Снова: Нет в тебе сути. В червяке сути больше. Пользу приносит, а у тебя птиц всех пожрали, и за телефон заплатила, и мне не сказала.
Ой, разбушевался. Ну, пошел-пошел. Уйду я от тебя, скучно.
— Скучно. Пойду я.

Дед встал и огляделся. Он вспомнил, что когда-то сильно сподлил на собрании транспортного цеха на заводе. Наговорил на машиниста одного со зла, плюясь с импровизированной трибуны. Какая-то ахинея про попов и несознательность. Ему не было стыдно, ему стало обидно. Расскажи сейчас кому-нибудь, поди, плюнут в лицо. Засмеются, зашикают, запрезирают. А чего? Чего? Это время такое, время, время, одно жестокое время. И красноносый Вадим Павлович, начальник. И газеты: «Труд», «Красный октябрь», «Рабочий». Невидалые успехи тогда, развитие социализма, или завершение развития? Социализм. А попы, сам знаешь, какие. Труд нужен. Брат. Отсидел. Пытался поверить. Пытался, чтобы честно. Чтоб на ту сторону бухнуться с концами и все принять. Потому иначе — как? Был злой? По нынешним меркам? По каким? Злой был. Плакал, когда те умирали. Хотел чувствовать, что не в кукольном доме. Что социализм. Ленин.
— Де-де-де.
— Вот, сопля пришла.
— Де-де-де.
— Что? Ну что лопочешь, дурында? Мать твоя, так ее и растак, птицы не бережет. Кошка всех скворцов полопала, падла, так ее и растак. В очереди вчера простоял, добро хотел, так ее растак.
Девочка улыбнулась местами беззубо и обняла деда за коленку.
— Атак, атак, атак.
— На конфетку, Нюша. Правильно мыслишь.

Апрель, 2011

Пешков

Тридцать лет прошло, но запомнился тот цыганенок с темными пятнами на лице за стеклом вокзала. Как тетку посадили на поезд, Алексей Иванович не помнил. И лица не помнил — что-то рыжее, плюющееся, но приятное. Иногда Алексей Иванович видел таких женщин в метро, со спины они напоминали ему это приятное и потерянное — он приходил домой, подбегал, не разуваясь, к политической карте мира, висевшей на кухне, и с тоской блуждал глазами по Сибири, спотыкаясь об экзотические названия — Тарко-Сале, Бахта, Игарка — где ты Марина, Мария, Ирина… но помнил лишь ее медвежье, мамино, отчество — Потаповна.
В 95-ом Алексей Иванович потерял своего домоуправителя, как в шутку называл он Софью Ивановну — она скончалась ночью в соседней комнате. Проснувшись от странной тишины, он ничего не услышал — ни радио, ни дальнего звона посуды, ни льющейся воды — он ничего не услышал. Сиротливо пел за дверью кот, немолчно дорога жужжала за отворенным окном, зелень, пронзительная от света, слепила глаза — усыпляла. «Ушла в магазин» — подумал Алексей Иванович и проспал еще два часа. Проснулся от ужаса — тишина. Встал, прошел в коридор — посмотрел в приоткрытую дверь второй спальни, сквозь щель увидел ее спящей, посмотрел на часы — двенадцать. Понял.
Подошел к кровати, сел рядом и звал по имени несколько минут, потом позвонил в скорую. Почему-то жаль было этих белых людей в воскресенье убирающих труп жены, сочувствующих сухо, не скорбно, уходящих, закрывающих дверь.
С удивлением прочитав новость в газете, он еще некоторое время окликал ее — «Софуш..», позже — «Со..», через два года иногда прорывался звук «с», заминаемый шепелявым свистом. И как-то жилось. Двигалось как-то длинное время, такое неощутимое в молодости. Иногда проскальзывало что-то вроде сожаления — нет внуков — маленьких, с розовыми пяточками величиной с большой палец, таких же носастых, как и Алексей Иванович. Впрочем — детей тоже не было. «Не дал бог, не дал…» — вздыхал Алексей Иванович, усаживаясь с книгой в кресло, не учитывая, впрочем, что детей не хотел до смерти жены, будто рассчитывая на их рождение в будущем. После смерти Софьи — стало пусто и скучно — захотелось. Иногда плакал и бил кота увесистой тростью — в 86-ом сломал ногу.

2. Тринадцатый год

Утро — яркое, живое, проскальзывало через желтые занавески. Еще немного полежать в постели, потягиваясь и зевая, усмехаясь чему-то, рассматривая пальцы через свет — кровавые, молодые. Выбежать — вот — я. Бабушка с закатанными рукавами стоит в прихожей и моет в корыте редис, улыбается, поправляя волосы тыльной стороной ладони, — «Алеша, иди ешь». В животе бурчит, в руках мнется, очищается теплое яйцо, желток в уголках рта — спасибо, бабуля, вкусно. Лучку? Зеленого, если можно. Можно, Леша, можно. Опрыскивает под рукомойником лук, он хрустит, его зеленые трубки ломаются в руках, но, непокорные, все равно расправляются на черном хлебе, падают с него. Что снилось, парсюк? Так, так-так, снилось, что ты бабуля в белом платье, нарядная такая замуж выходишь второй раз — за молодого с усиками. Бежит, нагибается, обнимает — вот выдумщик! Чертенок такой-сякой — беги, давай, пока попа цела. Моя попа по-детски вертляво срывается со стула, и я бегу.
На участке жаркие кусты смородины топят свой запах — где бы услышать его — сейчас? Я бегу через поле, маленький мосток — провалившийся лист железа на куриных ножках — в речке вода прозрачная и всегда холодная, в ней покачиваются бурые водоросли, мелькают косяки серебряных пулек, маленьких, ритмичных рыбок. Застыл и смотрел. Забыл обо всем.
Ива… склоняется.
Отражается. Ее длинные удила опускаются в реку и ловят рыбок на острые листья. Ивы вдали множатся, заслоняют друг друга — речка теряется. Я бегу дальше. По мосту, по полю, весь в пыльце и росе, стягивая пальцами венчики цветов с зеленой мякотью. По колено мокрый. Падаю — через траву просвечивает небо. Букашка, размером с облако присела на лист и шевелит страшными челюстями. «Ты маленькая, — думаю я, — меньше козявки, меньше облака, ты — маленькая».
Когда вспоминаешь это время, то думаешь — оно было не со мной. Я мог все это придумать. Но почему я не могу ничего придумать, а только чувствую то время, будто струну, которую придержали пальцем — звук — тихий-тихий, но слышный, но больной и счастливый. Что в тебе ценного и важного? Я отвечу — бабушка после сна, моющая редис в корыте. И так становится больно и обидно на весь мир, на всех и каждого — никто не спросит. Моя «сс..» тогда не была со мной, а семья ездила на картошку — она выкапывала ее и сажала, выкапывала и сажала. Не забыть бы беседку, пионы у входа… Алексей Иванович сидит в своем кресле, врезавшись в двести седьмую страницу романа — ему снится он, тринадцатилетний.
(Я снова приехал к бабушке, только она уже умерла. И не было ее старого дома. На его месте стоял новый, перестроенный, и в нем жили родители. Я сидел под яблоней в огороде и пытался пройти тот старый дом по памяти — от крыльца до последний комнаты. Вот здесь жили другие люди, здесь они писали свои дневники о погоде, ругались и вечно ремонтировали когда-то старый дом. Здесь гнали самогон, сушили травы, стругали большим рубанком капусту, готовили кислые щи, подогревали на сковородке мороженное… так хотелось мороженного… лежа в постели, в горячке… эти самые руки, те самые, разогрели его на сковородке и влили маленькими глотками в горячий рот — холодного нельзя. Я помню, как пришел сюда, чтобы остаться лежать в последней комнате на перине долгое, долгое время — заболел ангиной. Стоял в холоде на четырех ступенях, ведущих в переднюю, комки снега, ступени скрипели так тепло, ведь я уже не здесь, меня несет в натопленную комнату с запахом чая, и черное смородиновое варенье пахнет сахаром уже здесь, когда я счищаю снег с ботинок на этих четырех ступенях, ведущих в переднюю. Я открываю дверь и стою, пуская холод — вот он я, пришел, к вам. Ко мне бросаются, кричат — «вот же парсюк головастый, в такой мороз, пришел» — и ставят белую чашку с голубыми животными по краям. Потом снег, он за окном слепит меня, я отворачиваюсь от него, мне все безразлично — высокая температура, таблетки, лица, обои и трюмо, ночью превращающееся в толстого карла.
Здесь брились ворчащей бритвой, будившей — сразу — весь дом, здесь расчесывались пластмассовой мягкой расческой с черным налетом на белых зубцах, здесь висело зеркало — прямо напротив меня — я ел пресные блины и смотрелся в него — неужели я так приятно смотрюсь, когда ем пресные блины? И щеки не такие уж… Эй, Лешка! Пьют за упокой. Поднимай компот — пей — «пусть земля тебе будет пухом». Это был дед.
Я снова и снова пытался пройти тот дом до конца, но так и не смог. То меня отвлекали валенки деда 45 размера, похожие на пару кашалотов, то погребной лаз, из которого чьи-то руки выставляли на пол трехлитровые банки с огурцами и капустой, то вешалка с телогрейками, стул о трех ногах, мой первый фотоаппарат, теткино свадебное платье… Я открыл глаза и увидел, как моя мать полет грядку в пяти метрах от меня и я стал одним словом: почему? Небо, синее, с махонькими белыми перьями давило на веки, оседало всем своим весом на яблоню, под которой я сидел. Каждый лист держался как атлант, пружиня на ветру. Земля поддерживала меня на весу — влажная и жесткая, она толкала меня навстречу листьям и перьям — то был громадный ответ, проговорить который невозможно, только впустить на секунду в себя самого, заполниться им.
И отдать обратно).

3. Левушка

Котика принесли и бросили на палас в коридоре. Похожий на персик, рыжий, на коротеньких лапках он будто спросонья мотал головой из стороны в сторону. Софья сварила курицу и с рук кормила его теплым мясом.
— Ты — Лёвушка. Правда ведь?
— Да, похож.
Алексей Иванович с неприязнью подсчитывал количество внимания, которое жена оказывала неизвестному коту. Она сидела на корточках и шушукала Лёвушке что-то нежное, рисуя пальцем вокруг его пушистого хвостика — котенок падал лапами на врага, но Софья, смеясь, убирала руку.
Алексей Иванович удалился в свою комнату, чувствуя вину и обиду. Целый вечер он мастерил игрушку для нового истребителя домашних обоев, цветов и обуви. Сшитая из красных листов твердой бумаги бабочка на нитке почти никогда не привлекала внимания Лёвушки. Он с первого дня полюбил драть кресло в кабинете.
— Что же ты, парсюк! — шипел Алексей Иванович и хлопал по ручке кресла — хитрый кот был ловчее.
— Не ругайся на Лёву, — обиженно вставляла Софья из своего угла, опустив книгу.
— Я ничего… ничего, — оправдывался Алексей Иванович, закрывая досаду газетой и отбрыкиваясь свободной ногой от жестокого льва, обнявшего его за ступню и терзавшего задними лапами пятку.
Почти каждый день Алексей Иванович случайно запирал кота на кухне и с любопытством смотрел через стеклянную дверь, как он прыгает на ручку. Несколько долгих минут он наблюдал за его настырными попытками открыть дверь и только потом выпускал на волю. Кот подняв рыжую, намагниченную трубу, гордо выходил, не глядя на мучителя, но, услышав за спиной угрожающее постукивание трости, давал драпака, смешно и долго буксуя на лакированном полу.
Входя в квартиру, Алексей Иванович никогда точно не знал, из какой засады взлетит на него Левушка, чтобы цепкими движениями подняться по ноге, больно впиваясь выпущенными когтями в мясо. Редкая ночь выдавалась без утробного воя требовательного животного. Софья спала крепко и почти никогда не просыпалась. Алексей Иванович хмуро ворочался, подбивая подушку, нашептывал ругательства, но потом слепой и сонный выходил в коридор, садился на корточки и нежно спрашивал:
— Что, сволочь? — кот мурчал от удовольствия и жался к ногам.
Особенно Алексею Ивановичу не нравилось, когда кот был печально задумчив и часами сидел на подоконнике, равнодушно глядя во двор. Иногда — дернет шеей, прижмет уши и проследит за полетом серого голубя.. Алексей Иванович, бывало, поймает себя на мысли, что минут двадцать просто смотрит на Лёву — и ловит заворожено каждое его движение, даже легкую тень обиды в холке, если коту не нравилось это долгое наблюдение. Лёва терпел и терпел минуту за минутой — потом раз — и вперит свои желтые глаза в Алексея Ивановича и все увидится вдруг со стороны — открытый рот, выпавшая книга, неудобная поза. «Кыш, кыш, расселся тут» — рассердится, замахнется на кота книгой и уткнется в страницу, стыдясь чего-то.
Эта холодная война продолжалась до смерти жены.

4. Изредка заходила соседка, Валерия Николаевна Булычёва

— Ой, что это у вас здесь… не убрано. Ну вы и отрастили, — показывала она рукой на лицо Алексея Ивановича, — прямо как у того деда, — кивая на портрет в коридоре.
Нафабренный Горький, по-собачьи подняв руки к груди, смотрел на Валерию Николаевну с испугом.
— Да, ирония судьбы, — виновато улыбался Алексей Иванович, — Мы с Софушкой нашли этот портрет в библиотеке, где она работала в 83-ем. Смешной.
— Вы мне зубы-то не заговаривайте. Я говорю страшно вы живете, Алексей Иванович. Никуда не выходите, грязно у вас. Я пройду? Ой, мамочки мои! А это что?
Алексей Иванович бросился вслед за соседкой на кухню, покраснев ужасно и на ходу протягивая руки к батарее бутылок, стоявших на столе.
— Мне неловко так. Это я пока только… Грустно мне так… и, в общем, одиноко. И я… то есть мне…
Безжалостная Валерия Николаевна, скрестив руки на груди, уже успела принять грандиозную позу и смотрела на смущенного Алексея Ивановича, как ему показалось, с наслаждением.
— Совести у Вас нет. Если бы Софья видела… Стыдно. Стыдно.
Стало, действительно, стыдно. И пока хозяин виновато убирал со стола и ставил чайник, Валерия Николаевна отчитывала его как нашкодившего пятиклассника, находя все новые доводы в пользу его полного морального падения. Пришел Левушка и сел рядом с ней на табурет, нервно помахивая хвостом и вслушиваясь в каждое слово. «И ты туда же» — подумал Алексей Иванович.
— И кот ваш изменился. Облезлый какой-то. У вас сахар есть? Ну, доставайте тогда. Ничего, без конфет. Вам, небось, с вашими запросами на кофетки-то не хватает, — и снова многозначительно взглянула на большой пакет с бутылками, которые Алексей Иванович молниеносно собрал и очень осторожно поставил в угол, содрогаясь при каждом непристойном звоне.
— Я чего зашла… Прямо уже даже не знаю, как быть. Вы в таком тут содоме, сына еще сюда тащить…
— Сына? Тащить? — наливая чай, серьезно спрашивал Пешков, как бы притворяясь, что грехопадение его не случилось несколько минут назад и конфузиться нечего. Валерия Николаевна тоже вся как будто изменилась, и речь ее приняла сюсюкающий оттенок.
— Вот знаете как нынче дорого все, а сын двоечник, — и странно умолкла.
— Да, дорого, очень дорого, я вас понимаю. И двойки — это нехорошо, — тарахтел Пешков с недоумением глядя на соседку.
— Все эти репетиторы — шмепетиторы. Сами понимаете. А у сына что ни день — то двойка. Диктант принесет — просто безобразие — одни красные чернила, кол и вместо подписи слово обидное.
— Аа…
— Вы бы подучили его что ли.
— Но…
— Я знаю, вы умненький, — и скользко улыбнулась, заглядывая в глаза. В этот момент она походила на пупырчатую жабу, фотокарточку которой Алексей Иванович видел в одной работе о бесхвостых земноводных. Ее полное рябое лицо желало выразить приязнь и не могло, по причине своей животной природы.
— Я, признаться, репетиторствовал одно время, но все более студентам. Как мне с мальчиком маленьким, я даже не знаю.
— Да какой он маленький! Он уже в восьмом, а росту в нем — детина!, — гордо сказала Булычёва, — А по литературе одни двойки, а у вас книжек столько умных, вся комната забита. Читали, значит?
— Читал.
— Ну и хорошо. Значит договоримся.

После того, как Валерия Николаевна покинула квартиру, Пешков сидел нудный, задумчивый. Булычева штурмом взяла его маленькую крепость, и мир его изменился.

5. Ученик

Петр Булычев приходил три раза в неделю и просиживал часы в софьином кресле. Он разглядывал книги, бормотал что-то жуткое про одноклассников, не смешно шутил, громко смеялся и редко выполнял домашние задания. Первая неделя прошла как в аду: Пешков с болью ожидал следующего занятия сразу же, как только Петр покидал его квартиру. Левушка выслушивал страстные исповеди от Алексея Ивановича, для него же ставились целые трагедии об утрате жениного образа, из-за того что Петр Булычев просидел ее кресло. Софья, с ее поджатыми ногами, положив голову на руку и опустив глаза с тяжелыми темными веками, уже не чудилась Пешкову, когда он вечером изредка поглядывал на ее кресло. Как ужас и проклятье он все чаще и чаще наблюдал там пятнадцатилетнего вихрастого Петра Булычева.
Пешков теперь реже оставался дома, боясь внезапного прихода ученика. Для прогулок по парку Левушке был куплен небольшой тонкий ошейник. Один его вид устрашал кота лучше пешковской трости. Алексей Иванович тащил за собой сопротивляющегося Леву через улицу, уговаривая его, злясь, матерясь как сапожник. Прохожие нередко крутили пальцем у виска, наблюдая за ним, считали Пешкова чем-то вроде городского сумасшедшего. Когда Пешков доходил до скамейки, на кота было страшно смотреть: он шипел, поджимал уши, его мокрая, грязная шерсть топорщилась комками на шкуре. Алексей Иванович хватал Леву за шкирку и сажал рядом. Закуривал сигарету, прихлопывая кота по загривку — «Ну, говорил я тебе, братец — хорошо тут».
Пешков со смехом рассказывал Леве, как пять лет назад (господи, уже пять лет прошло!) он раскачивал одним вечером Софью вон на тех качелях. На ней было зеленое пальто и коричневый берет, качели противно скрипели, а она, с закрытыми глазами напевала что-то, подергивая каблучками. Проходящий мимо ребенок жестоко и неосознанно бросил — «Вы бабку катаете?» «Знаешь, Левушка, а Софья не смутилась, нет. Говорит — да, мы здесь бабку катаем. Мы так смеялись, шли в обнимку, смеялись как дети. Почему смеялись? А черт его знает. Хорошо нам было». Кот вылизывал шерсть, иногда мудро и сочувственно глядя на руки Пешкову. Бывало, что в парк кроме кота и старика никто или почти никто не приходил. Только тихо и грустно томилась своим ходом осень. Проходящий за спиной Пешкова человек смотрел на него и кота, сидящих неподвижно, на их почти одинаковые по толщине шеи, на мятую шляпу Алексея Ивановича, на его сложенные носками внутрь худые ноги и думал с восторгом — «Мне двадцать!» — ускорял шаг, почти подпрыгивая на ходу, и уходил туда, где его ждали.
Обычно Пешков брал с собой флягу с водкой. Он предпочитал коньяк, но где нынче взять хороший коньяк (особенно за те деньги, которыми он располагал)? Все хорошее осталось там, где прошла жизнь, а здесь только смерть, ожидание смерти, тление, упадок — в общем хорошего коньяка здесь явно не найти, ничего хорошего не найти, и искать не стоит. «Я же часто раньше думал Левушка. Обо всем на свете… А теперь подумаю что-то и уйду в небытие. Я теперь знаю что это такое. Это небытие, Левушка, это оно». Пешков вздыхал, сутулился и, не кривясь, отпивал большой глоток.
Ближе к ночи они уходили домой. Кот, предчувствуя тепло, стремясь к нему, семенил впереди, подняв хвост и уши. Пешков, слегка пьяный, волочился за ним, покачиваясь, как тряпичная кукла, и с содроганием вспоминал о первом занятии.
В тот вечер Алексей Иванович ждал своего ученика, удобно расположившись в кресле, держа в руках томик Баратынского. Он уже предчувствовал, как поразится Петр Булычёв открытием целого мира поэзии, который мудро и без позы вручит ему старый учитель. Что-то античное, прекрасное и полезное для обоих чудилось ему в новом знакомстве.
Свой первый диктант Пешков читал размеренно, акцентируя нужные слова, чтобы до Булычева доходил не только общий смысл, но и музыка стиха, интонация. После прочтения Пешков забрал листок, сел в кресло и прочитал:

Боратынский.

Он близок-близок день свидания.
Тебя мой друг, увижу я.
Съкажи восторгом ожидания
Чтож ни трипещет грудь моя!

Наличие твердого знака в слове «скажи» сразу как-то тоскливо и больно отозвалось в груди и ухнуло в живот.
— Это вы хорошо написали — Боратынский. Есть чутье поэтическое. И так можно. Но вот, скажи мне Петр, что такое трепетать? Почему это лирический герой у тебя три-пещит?
Петр смотрел на Пешкова сквозь длинную челку, исподлобья, похожий на сологубовского баранчика, чем-то неприятно удивленного.
— Чепуха какая-то вышла, — и Пешков исчеркал первое четверостишье, объясняя, где допущена ошибка, насколько она грубая, порываясь несколько раз сказать даже — «фатальная» со строгим восклицательным знаком на конце.
— А что с пунктуацией?
— Это типа запятые?
— И они тоже, — Алексей Иванович начал серьезно вглядываться в лицо Петра. Пешков рассматривал его глаза, не проникая в них из-за бледной чуть заметной пленки абсолютного отсутствия интереса — Петр здесь был, но так отвлеченно, так опосредовано, что как будто и отсутствовал. Через десять секунд разглядывания, Петруша вдруг лучезарно улыбнулся и, сделав внезапное движение вперед, поймал налету очки, которые сорвались с Пешкова за полсекунды до этого.
— Вы смешной, — сказал Петр хихикая, и положил очки на газетный столик. Пешков хотел сотворить что-то вроде «страшной паузы», но не вытерпел:
— Так, продолжим.

Ни мне роптать, но дни печали
Быть может позно минавали
С тоской на радость я гляжу
Ни для меня ее сияние
И я на прасно упава…

— Вот что, юноша. Вы это стихотворение наизусть у меня выучите. И не поленитесь посмотреть для начала в словаре Даля или Ожегова или что там у вас дома, что такое трепетать, миновать, уповать. Иначе, мне кажется, все наши занятия будут на-прасными, как вы здесь изволили написать.
— Да я знаю, что писать плохо… пишу то есть плохо, че-то не выходит у меня, — и покраснел, грустно и виновато поглядывая на том Баратынского. Пешков встрепенулся.
— Не все потеряно для вас. Вы чувствуете, пока только интуитивно, свое невежество и хотите это исправить. Я помогу вам, но нужно стараться! Давайте это занятие сделаем, так сказать, обзорным, я проверю ваш уровень знаний. Вот что вы проходите по литературе?
— Лермонтова. Мцыри.
— Читали?
— Ну типа того. Я вот только не понял, чего это он от попов убежал?
Пешков содрогнулся. Остальное время занятия он пытался намеками и вопросами вывести Петра Булычева на причины побега мцыри, но находчивый ученик всегда пробирался такими тайными тропами минуя основную, правильную, дорогу, что Пешков вконец выбился из сил. Пришлось зачитывать большие куски из самого произведения и после каждой строчки жадно ловить тень понимания на тугом лбу Петра.
— А, ну теперь понятно! — в конце занятия сказал Булычев, ударил по коленкам и энергично встал, — Я пошел, меня уже мамка ждет.
— Иди, я потом дверь закрою, — Пешков сидел измученный, рядом лежали непонятые Лермонтов и Баратынский.
Вдруг он выпрямился в кресле: ужасная мысль поразила его — «что будет, если мы доберемся до Достоевского»

6. Треух

Почти каждое воскресенье Пешков ходил к жене на Н-ское кладбище. Красные гвоздики с белыми ободками по краям, белые розы и слегка раскрытые ирисы — Пешков начал дарить жене цветы только после ее смерти. Протопав по длинным и путаным лабиринтам, он вышел на край кладбища, за которым изгибалось поле и виднелись у опушки дома. У самой ограды, зарешеченная слепым деревянным заборчиком, лежала Софья. Крест на могиле давно и нелепо согнулся куда-то вбок и назад, на нем, прибитая на гвоздь, висела алюминиевая фотография. В который раз Пешков заметил, что земля провалилась, все заросло выжженными на солнце колючками и крапивой, которая стояла как табун лошадей над крестом и вяло кивала при ветре. Пешков посмотрел на это безобразие и сел слева от креста на вкопанный железный табурет.
— Я вот давеча, — и застыл, устыдившись, что слово “давеча” обычно не употребляет.
Посидел, отдышался, поковырял пальцами грязь на сапогах и снова:
— Так вот и живу. Но я так… Скоро к тебе улягусь.
— Улягусь и залежим с тобой, Софушка, — потом без перехода, — Леве-то уж лет пятнадцать нашему, больной он стал, все спит, даже не дерется со мной, представляешь? А Петр здоровенная зараза, это такая, Соф, зараза, ты себе не представляешь. Мычит как теленок, чепуху какую — рот не закрывает, а спросишь — му да му... Ученичок. Вина больше — ни-ни. У меня теперь порядок, соседка за мной следит. Только так, иногда, в парке, пропущу да забуду.
Сбоку, со стороны главного входа, приближался субъект в раскоряченном треухе и с лопатой. Пешков сконфуженно смолк. Субъект прошел мимо и за оградами начал ковырять лопатой землю. Говорить уже не хотелось, да и нечего было перед пустотой выворачиваться, Пешков застыл и только слушал неясный звук взрезаемой земли. Не было никаких софьиных следов в кривом кресте и яме. Скошенное поле за кладбищем, огромные комы скатанного машиной сена, тщедушные, растворяющиеся облачка — во всем было больше Софьи, чем на этом клочке неухоженной земли. Алексей Иванович наклонился и сорвал стебелек. Он смял его в гармошку и понюхал. Субъект возвращался чем-то очень довольный. Как-то особенно вгляделся в Пешкова, проходя мимо, и остановился.
— И чего сидите? Траву бы порвали. Это кто ж тут у вас?
— Жена.
Треух облокотился на черенок лопаты, положил на скрещенные ладони голову, и усмехнувшись, сплюнул.
— Вот и у меня жена была.
Пешков равнодушно смотрел ему прямо в глаза. Еще один, — думал он презрительно.
— Хаарошая баба была! И то и пятое-десятое, сам знаешь. Я вот что... — треух передернулся и сладко улыбнулся, — работаю тута, делов нет, а выпить хотца прямо секи меня черт его так, — и даже подпрыгнул.
— Ну, выпейте. Я никому не скажу.
— Ха, предатель какой нашелся, я ж и тебе налью. Ну — давай, — по-хозяйски зашел и поставил на металлический стол чекушку. Налил. Пешков смотрел будто свысока, как его маленькая сухая ручонка берет пластиковый стаканчик и подносит к лицу. Треух сильно закинул голову вверх, яростно глотнул.
— Эх, черт! Паленая что ли... Да тут мало — не помрем. Меня Степан зовут. Вот на руке у меня наколка — никогда не забудешь. Пойдешь в след раз к жене-то, увидишь меня и сразу поймешь — Степан я, не Миколай, не Федот, а Сте-пан! На руке ж написано, вот ты сухарь, я ж тебе смешно рассказываю.
— Да. Смешно, — говорил Пешков, глядя в полный пластиковый стакан.
— Пей, что смотришь? Глазами-то неспособно пить, — и засмеялся дробным заразительным смехом.
Только сейчас стали заметны крупные руки и зубы Треуха. Толстые пальцы, налитые крепкой кровью, проминая пластик, подносили стаканчик к открытому рту. Мокрая нижняя губа, казалось, имела специальную ямочку в середине, для удобного фиксирования стакана. Над пушистыми, темными глазами нависали сильные надбровные дуги с животной шерстью бровей. Треух походил на доброго пса и уже нравился Пешкову. Но посиделки на могиле жены с водкой и добрым псом казались ему чем-то не правильным.
Пешков выпил и встал, осматриваясь.
— Куд-да? А водка?
Пешков подумал и сел. Треух, чтобы заговорить собутыльника, чтобы заставить его забыться и расслабить, говорил все, что вспоминалось.
— Ох, ну ты я смотрю трудный... Сядь, сядь — говорил он сидевшему Пешкову, — я вот тебе историйку расскажу. Тому уж лет пять. Хоронили бабенку одну, молодая, не знаю на лицо как, гроб до меня забили. А вот, смотри, как оно бывает — стучат по гробу-то, а все вздрагивают, будто это по ним стучат... предчувствие! Мне тоже жутко было ну может раза два первых, а потом — тюю, да и только. Ну, так значит, хороним молодую, а муж ее в первом ряду стоит и улыбается так... будто знает все — и то, как она с ангелами общается сейчас, или про нас все знает, а, может, убил ее. Вся свора черная так и поглядывает на него, воет и поглядывает, а он франтиком таким в костюме черном, при шляпе, стоит и улыбается. Жутко-то как... Ну, закопали, значит. Все разошлись, мы с ребятами конфет взяли, водки нам мамаша какая-то оставила. Сели, значит за оградкой в поле, трава густая и не видно нас. Часиков так через три, ну три с полтиною — возвращается.. Ну, муж, франт-то этот. Огляделся так по-звериному, пьяный уже как черт лохматый и давай землю рыть — рыл, рыл… мы, значит, ничего, сидим с Николаичем да поглядываем. Жутко! Рыл, рыл — тут Николаич встает и кричит — Чтой-то вы, гражданин, могилы оскверняете? А он ему: а я не оскверняю, говорит, я сюда лечь хочу. Николайч вылупился и так и сел. Я встаю из засады-то, из травы, говорю, а ну прочь пошел — где это видано, чтобы живые с мертвыми в одной могиле лежали. А он мне, наглец, так я только сейчас живой, а как лягу, так и помру! Не бывать тому, кричу, тебя на машинке с мигалочкой покатать надобно. Зарычал на меня, ну сущий черт, и пошел к нам, как вражина какая — и чтой-то в руке зажимает. Ну — мы в разные стороны, да на базу — звонить куда надо. Ну, добежали, пока скорая приехала — поздно было. В ямочке лежит весь испачканный и мертвый — перемазанный весь в кровищи и земле! Во — история какая!
— Интересная история, — вяло сказал Пешков, — романтическая.
Помолчали.

— Мне пора, у меня дел много. У меня кот.
— Да хоть бегемот.
— Очень остроумно. До свидания.

Уже дома, открывая портфель, Алексей Иванович понял, что забыл положить цветы — на дне лежал помятый букет собранных у дороги ромашек. Он достал его и понес на кухню.

7. Страшно

“Кромешная тьма открывалась в конце пути. И только в круге света — одна дверь. Путник, очаровательным движением легкой руки открыл последнюю дверь, всю покрытую золотыми буквами, неизвестными письменами Майя. Что за ней? Что его ждет? Он открыл глаза и увидел грациозную женщину в пурпурной мантии. Ее стройные ноги утопали в шкуре медведя, открывшего пасть с полным ртом жемчужных зубов.
— Ах, — возопил художник, прикрывая рукой ошеломленные глаза — Вы ангел? Или бес? Но мне кажется — все равно.
Женщина устремила на него испепеляя

«Лена любила ирисы и сахар. Она брала головку цветка и макала ее в сахар и слизывала кристаллики сладкого. Однажды к ней пришел человек и остановился на пороге. Он ничего не сказал. Он молчал долго. Потом спросил: ты любишь сладкое? И Лена, улыбаясь, накормила его сладкими цветами. Есть такие люди, которые, ну, особенные, необыкновенные, целокупные — он был такой и даже…

“В центральном парке открылась новая выставка. В связи с этим Маша и Леша пошли на нее. На Маше было белое платье. “Красиво” — подумал Леша и улыбнулся ей одной из своих волшебных улыбок, покоряющих женские сердца. Сердце девушки забилось чаще.
На выставке были веселые конкурсы и клоун, держащий в руке шары. Леша купил шар, не взяв сдачи и вручил его

“Стоит одинокий дуб
На берегу реки
Печалями дуб упруг
У ног его васильки

Он плачет о небесах
Упавших на самое дно
И он не скрывает страх
Что вся наша жизнь

«И между нами слова мало,
Ты помнишь, в церкви, на беду
Нас риза покрывала…

“Твои губы — это язва для меня
Я мечтаю, что ты скажешь — я твоя
И кипит пожар в груди открытой — это ты
Затопи его слезами и возможно
Все порезы превратятся там в цветы

“вся наша жизнь — игра, каких не мало
пройдет один этап, опять сначала
идти по жизни с поднятой главой
с головкой покаянной и немой

Пешков бросил журнал на пол. Сидел молча, наблюдая за Левой. По его спине ползли выпирающие позвонки, уже несколько лет казался кот беззащитным и смирившимся. Исправно ходил в туалет на место, бумаг и книг не жевал, не кусался и не вспрыгивал на Пешкова. Единственная привычка — драть с ленцой пешковское кресло — осталась в нем и даже поощрялась — это было воспоминание из той жизни. Лева все чаще реагировал на слова, будто к старости научился понимать не только интонацию, но и смысл. “Лева, где же трость” — Лева повернет голову и посмотрит на Пешкова, прямо в глаза посмотрит, и будто скажет “сам знаешь”. “А, вот же она”. Вот, вот она… Лева, левушка… А-а… Дар ты мой напрасный и снег ученые тоже доказывают что можно научить специальным прибором и говорит кот заговорит спрошу Мыл посуду? Мыл, мыл.. мрр… мрр… ответит и не нужно никого… разве что Петр смешался там за окном и вошел в комнату через пакеты окон, он был меньше обычного и держал в руках стопку книг, как-то жалостливо и нежно смотрел на Пешкова и теребил корешки красными, замерзшими пальцами. Было понятно, что он прочитал их все и они ему бесконечно дороги. Книги он осторожно положил на столик и протянул Пешкову руку, звал куда-то, манил. На спине у Петра была дыра в рубахе, проглядывала желтая кожа. Но глаза не смотрят, все по полу ищут что-то. Дай посмотреть тебе в глаза. Пешков снизу заглядывает в лицо, но оно неявное, теряется оно, вот и соскочило, вот и опять. Уползло, уже белое, с искаженными бровями под кровать. Откуда здесь кровать? Под потолком, а за потолком темное пятно, из него вылезают маленькие гномы и летят, летят куда-то, уменьшаясь до мухи. Безликий Петр все манил. Нехотя поднялся Пешков и за ним пошел, и за ним, за ним мимо тумана, прямоугольных разделенных туманов. И под ногами они лежали, так что скользко ногам. И неба не стало, как-то опустилось оно и пространство сжалось. Петр вел Пешкова к двери, становясь все меньше и меньше. Приходилось нагибаться, чтобы продолжать держать Петра за руку — где-то она потерялась в пешковском кулаке. Рядом с дверью уже ничего не было — ни туманов, ни Петра — Пешков стоял согнувшись, потому что свободного пространства тоже не было. Кое-как он прополз в дверь. -----------------уи---------------------------------------совы?-------------уи--------------тка-------------------ца-----------уи?--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------пешком-------пешпешПешков. И поле впереди. Как-то ясно, слишком ясно. Что же до того? Широкое, сплошь в лентах тумана поле — уже свободно, не скользко. Поле начинает сообщать: ты маленький старикашка, у тебя в груди уже почти сердце не бьется, тебе нужно дать свою смерть для новой жизни. Пешков стоит, в смущении перетирает в ладонях искусственную ткань своей одежды и слушает, как она шуршит между пальцами, после — она влажнеет и прекращает шуршать. Звук сливается с другим, и с третьим звуком, отталкивается от леса, нежно опрокидывается в небо, и падает, застревая в лентах тумана. Жирная земля проваливается под ногами, Пешков влипает по колено и видит, что на опушке леса стоит волк — охотник и смотрит не на него. Как это хорошо — думает Пешков, — у меня и ноги застряли, и сердце застряло,.. это хорошо. Если перебежать расстояние между жертвой и охотником и посмотреть на волка вблизи, то его голова покажется маленькой и жестокой, а глаза его — желтые, влажные, и думают о важном и земном. Волк видит Пешкова, он не показывает ему, что видит, но волк видит Пешкова. С легкой лапы начинается движение, круговое, верное, осторожное — так бабочка садится не на первый цветок, но на выбранный цветок. Волк оббегает человека, состоящего из определенного количества мясного вещества с пронизывающими это вещество линиями крови — влажной, жирной, как соус, он слышит запах — тления — это отталкивает, тела — немощного, легкого, не создающего сопротивлений. Волк скучно останавливается и смотрит в упор на свою жертву. Пешков все понимает, он расстегивает металлические пуговицы на груди, чтобы животному было легче питаться его соками, его тканями. Волк поднимает голову и нюхает воздух, в нем плывет сочный запах молодого пота. Животное, источающее этот запах лежит там, за опушкой в лесу и ждет своего часа. Пешков знает об этом животном тоже, он поворачивает голову в его направлении и чувствует щекой, а после видит глазами проносящийся мимо его лица серый ком волка. Сон разваливается: куски, одни куски, сшитые неумелым сознанием.
Поле отдает Пешкову цветы и травы с корнями, когда он пытается выбраться из топкой ямы. Оно не держит, но и не помогает голой груди лечь на землю, подобрать ноги. Дальше — снится только страх и мокрая трава, в которой ползают неприятные маленькие животные.

Страшно, — охрипши говорит Пешков, и вытирает слюну. Лева поворачивается и говорит низким голосом: «и мне, сам знаешь».

8. Хлеб. Апельсин

Есть последний всплеск у весла, и лодка причаливает к берегу. Весело плещет вода под плоской пластиной, потом весло погружается на самое дно и лежит там. Человек ступает на землю и хочет сказать «припыли», но он уже не знает слов, он ощущает только, что он на месте. И место его, его дом, его шаг — везде. Пешков лежал на кровати и думал, что одна его нога уже на том берегу. Все его немощное тело устало жить, отказалось вмещать в себя пищу, передвигаться, а только лежало и мечтало о том береге. Что кровать, что лица, что земля — все останется здесь, оно уже — не существует. Руки, ноги, бледное мое лицо — всего этого уже нет, но все это еще будет, только не здесь. Там, там, ангелы будут ли петь или бесы, или, или… Пешков вдыхал тяжело и хрипло, все еще ощущая некоторую скопленную за недвижное время силу. Постепенно и медленно бледная и продолговатая его ступня приподнимала себя в замедленном движении и возвращала на лодочное дно.
Шаг.
Лодочка причалила не там. Причалила на таком знакомом месте, в кровать, источающую пот и старость. Пешков чувствовал, как подергиваются вялой, но живой энергией мышцы рук, ног, шеи, он понимал, что время его еще не пришло. Животворящий день смотрелся в окно, как смотрятся в зеркало недурные девушки.
Он встал только к вечеру. Черепашьими ногами цеплялся за тапочки, поводя головой в разные стороны, ощущая только слабость и голод. Поднимался со дна живота приятный голод, мысленно двигались в уме приятные цифры: есть 3 тысячи, есть еще один день, восьмое, суббота. В двадцать думалось — почему так мало — двадцать четыре, должно быть больше. Шестьдесят? Больше, должно быть неизмеримо больше. Неужели восемьдесят страниц текста — это уже пять часов? Пять часов и восемьдесят страниц, а если поэзия? А если философия? Уже медленнее, а пять часов быстрее и быстрее, книга выпадает из рук, на диван. Осталось только масло сливочное и рулон мяса, мясо в бумаге. Килограмма полтора. Меньше. Руки послушные: они надевают шарф и носки, ботинки и пальто, берут портфель и трость и открывают дверь. Дальше ноги: идут по ступенькам: четыре раза по девять и три и трость. Руки: открывают дверь, закрывают дверь. Лицо: неприятный ветер, очень неприятный. Глаза: ком газеты, дым, восемь ног, трость. Уши: мат и смех, мат, смех. Глаза: столб, лед корочкой, бычок, лист ветхий под моей ногой и шумен и душист и трость. В магазине нужно обязательно собрать воедино и надеяться, что: глаза показывают, связки: смыкаются и звук, оформленный артикуляционным аппаратом, хрипит, и руки: отдают, забирают.
Всю оставшуюся дорогу Пешков думает: Я взял хлеба.

Она появилась неожиданно на втором лестничном проеме.
— Не дозвониться до вас. Что случилось? Больны? Пьете?
— Кхм… нет, нет, я как бы болел, но почти вылечился.
— Мы же с вами, Алексей Иванович, договаривались, а вы Петьку не пускаете теперь. Не отпираете.
— Я болел.
— Ну, позвонить, там, ну, сказать, что — язык отвалится?
— Я не понимаю…
— Да что же вы за человек-то такой, что для вас важнее — ваша водка или служение во благо общества?!
— Господи, ну и слова. Понабралась.
— А вы не горячитесь, Алексей Иванович, вы обмозгуйте… Вы дверь не закрыли — заходи кто хочет!
Пешков остановился и тихо ухнул в открытую дверь:
— Лева, прогони ее, — Пешков брезгливо толкнул Булычеву.
— Что такое, куда вы меня…
— Лева, помогай, кот, ну где ты? Ну! — Пешков прошел в квартиру, заглядывал в комнаты.
— Я никуда не уйду, пока мы с вами
— Где кот? Лева? Ты где?
— Может, он ушел?
— Левушка.
— Говорят, они уходят, когда старые.

Пешков рухнул на табурет и заплакал. Булычева, пятясь, вышла из квартиры.

Полночи бродил Пешков вокруг дома и звал кота. Кот лежал в кустах и сонно наблюдал за проходящим мимо него каждые десять минут Пешковым. Потом Пешков ушел. Такой удобный случай. И время пришло. Лева тщательно вылизал свою дряблую, клокастую шкуру, встал и медленно пошел, все дальше и дальше от Пешкова, от дома, трости, и той женщины, хорошей и теплой, которая ела апельсины и гладила его немытыми руками, а он — терпел.

С утра Пешков заварил крепкий чай и съел большой бутерброд с маслом. Булычева позвонила в час дня и назначила Алексею Ивановичу занятие с Петрушей на вечер. После Пешкову принесли пенсию, он взял ее с радостью и понес в магазин. Новый телевизор стоял в комнате и завораживал постоянной сменой красочных картинок, веселых слов, шуток, страшных новостей. Пешков радовался, как дитя — теперь он знал лучшую марку макарон и как выбирать качественные и вкусные кокосы. Он обижался и грустил во время новостной передачи. Его поразили красные куски человеческого мяса и лица каких-то людей — черные, мрачные, с глазами, смотрящими на Пешкова с отсутствием, казалось, всех чувств. Где-то были такие глаза, но где он их видел? Вечером Пешков зачитал Петруше восемь упражнений из учебника, в которых он сделал всего пять ошибок. Ночь прошла без сновидений.

В кафе

Почти пустое помещение кафе. Висят на стойке бара официанты в оранжевой форме. Маленький флаг на одном столике слегка вздрагивает от вентилятора. Они сидят в углу, за столиком, рассчитанном на двоих. Их двое. Можно сказать, что это мать и дочь. Можно сказать, что это падчерица и мачеха. Можно сказать все что угодно: они сидят близко, соприкасаясь локтями, нагнув друг к другу головы.
— Я сказала ему — если ты от меня уйдешь к другой, то уж забирай свои манатки и проваливай как следует, нечего захаживать от случая к случаю, — говорит одна и стучит ложкой, поставленной под прямым углом, о дно чашки. Вторая приятно морщит лицо.
— Это правильно, Лиза. Как мы давно не виделись! Так много еще рассказать.
— Да, — стук прекращается, — но он не может уйти так. Я не хочу, чтобы он уходил. Так.
— Ну да, — отвечает другая, и хищно всматривается в официанта. Поднимает руку, — извините! Вы, да, пойдите сюда. Лиза?
— Вина.
— Бутылочку за триста. Тогда за пятьсот. Оно белое? Сладкое — отлично.
— Я не люблю сладкое, — тихо говорит Лиза.
Официант стоит согнувшись, вперившись в потолок. У него большие белые белки.
— Сладкое, — говорит другая.
— Мне сухое, — говорит Лиза.
— Две бутылки? Белое десертное и белое сухое?
— Да.
— Да.
— Вот ты вредина. Из-за твоей вредности мы можем напиться, — сказала Лиза, но улыбнулась.
— Мы можем напиться… В этом зале об этом мечтают все, а мы можем, — сказала другая и Лиза засмеялась, — Ну и жара, не продохнуть, хоть бы кондиционер поставили. Жарко. Очень жарко. Я люблю лето, но слишком. Тебе жарко?
— Да, душно. Я вчера еще сказала ему, чтобы купил напольный вентилятор, а он купил ручной. Маленький с веревочкой. Он смешной такой, вечно все не то.
— У нас на даче есть напольный. Не помогает. Все равно жарко. Ну что же ты все молчишь? Расскажи, как ты живешь? Что с тобой? — другая взяла за руки Лизу.
Принесли вино. Официант строго смахнул мертвую муху с края стола и поставил бутылки.
— Ты хочешь сыра? — спросила другая и сделала заказ.
— Я только одного не понимаю, если так уж я ему не люба, то зачем он смотрит так?
— Как же?
— Ну, так. Будто любит. Ты знаешь, мы никогда не ошибаемся в этом. Он всегда возвращается. Через неделю, две, но всегда. Это его дом. Я, как настоящий дом, в котором он живет, а те — командировочные номера. Он всегда возвращается.
— Да, все мужчины такие. Я прочитала одну книгу недавно, потрясшую меня до глубины. Называется «Как сделать мир вокруг себя своим». Там много всяких штучек. Одна мне особенно запомнилась — если вас никто не любит, то это значит, что вы не любите себя. Но только это более умными словами, ты понимаешь. И еще — сначала возьми синицу в руки, а потом найди своего журавля. Нечего гнаться за большим, если меньшего ты не имеешь. Я так думаю.
— Да, но он же обещал.
— Все обещают.
— Я все-таки не понимаю.
— Давай выпьем и все поймем. За нас! За самых прекрасных женщин на свете!
— За нас.
Они сидели долго. Лиза и другая женщина. Они пили вино, иногда смеялись, флаг подрагивал на столе, официанты дурели от безделья. Потом женщины вышли на белую от солнца улицу и обнялись.
— Это была прекрасная встреча.
— Да, чудесная.

К вечеру Лиза пришла домой и легла на диван. За окном красное солнце садилось медленно и важно. Все предметы будто двигались к центру комнаты, боками отражая красный цвет солнца. Лиза закрыла глаза. Без движения лежала на ворсистом диване. Каждый искусственный волосок прогнулся под ней, и она чувствовала, как медленно они возвращаются в удобное себе положение. Так же с прической: к вечеру волосы направляют свое движение, как реки, в нужную им сторону. Слитая челка расправляется на две волны, между которыми блестит маслом от жары лоб. Лиза протянула руку, не глядя на нее, к диванному столику, взяла вентилятор. Маленький, он задрожал в ее руках, тихонько дуя на грудь.

Март, 2011

Оргкомитет конкурса