На главную / Новости / 2011 год

02.06.2011

Астафьевская литературная гостиная: отогревая наши сердца

В рамках проекта «Астафьевская литературная гостиная», орагнизуемой совместно фондом им. В.П. Астафьева и фондом многодетных детей «Тройняшки», готовится акция «Конь с розовой гривой». Она запланирована на 4 июня и посвящена международному дню защиты детей.

Музыкальный детский театр «Лужайка» выступит с постановкой отрывка из рассказа “Последний поклон” В.П. Астафьева, представители Краевого Центра фольклора расскажут как глазуровать пряники — мамы с детьми прямо за столами научатся глазурировать пряники, как это делали их прабабушки сто лет назад.

Директор библиотеки «Лукоморье» Елена Александровна Ударцева познакомит собравшихся гостей с историей создания рассказа «Конь с розовой гривой». И как всегда гости праздника смогут поделиться своими впечатлениями от праздника за самоваром в конце встречи и попробовать пряники, которые они только что приготовили вместе со своими детьми.

Это будет уже третья встреча участников Астафьевской гостиной. Напомним, что в апреле в библиотеке «Лукоморье» прошло два «заседания» гостиной, первая из которых была посвящена играм детства Астафьева, а на второй основной акцент был сделан на проблематике чтения. Организаторы гостиной провели с родителями многодетных семей круглый стол по теме «Нужна ли сегодня ребенку книга, литература?».

Этот вопрос мы поставили в заглавие нашего первого круглого стола не случайно. За последние пару десятилетий наш мир кардинально изменился. Изменились не только технологии, но изменились и ценности, и требования, предъявляемые обществом к человеку, человеком к обществу. Обсуждать: стало лучше или хуже, бессмысленно и неправильно. Да и наш диалог посвящен, в конце концов, не этому. Хотелось поговорить именно о месте книг и, частности, читательской практики в процессе воспитания и просто общения с детьми. Последние годы постоянно звучат сетования на тему: наши дети не читают, наша страна из самой читающей превращается в одну из самых нечитающих. Как это исправить? И можно ли исправить сейчас или уже поздно?

На круглый стол пришли многодетные родители, психологи, учителя начальных классов, библиотекари. Ведущая встречи многодетная мама Екатерина Казанкина разделила нашу аудиторию на два «лагеря». Один из них защищал книгу, а вторая часть собравшихся, наоборот, отстаивала мнение о том, что не нужно ничего исправлять, и что вполне возможно, это просто веление времени.

Лагерь «нечитателей» выдвинул гипотезу, что раз мы живем в век глобальной информатизации, то в том, что читают мало, нет ничего страшного. Как в свое время на смену романтичным парусникам и лошадям пришли стальные корабли и машины. Так и у нас на смену стихам, сказкам и романам приходят интернет, телевидение и компьютер. И вместо художественной речи — язык информационных сообщений: лаконичный, жесткий, даже слегка приземленный. И эта смена совершенно нормальна и объективно обусловлена. В конце концов, как парусники сохранились в виде клубов любителей парусного спорта, так и книги останутся для кружков любителей поэзии и прозы.

Лагерь «защитников» художественной литературы отстаивал идею, что мы слишком много потеряем, потеряем нечто важное и абсолютно необходимое. Если книга исчезнет из нашей жизни, то исчезнет очень важный элемент в воспитании наших детей, воспитании их личности. Только художественная литература являет собой образцы высокой культуры поведения, помогает отделить зерна от плевел при рассмотрении сложных, да и обыденных ситуаций. Затрагивая самые отчаянные вопросы бытия, касающиеся смысла жизни, художественная литература дает возможность читателю вместе с героями произведений пережить сложные хитросплетения возникающих ситуаций и, обдумав прочитанное, более четко и осмысленно сформировать собственную жизненную позицию, установить ориентиры, связанные с вечными ценностями.

К концу дискуссии оба лагеря объединились. И первый и второй лагерь пришли к единому мнению, что не читая детям книг, мы, таким образом, обворовываем их на всю жизнь. Слушая книги, а потом читая их, ребенок учится нравственности, его словарный запас увеличивается, его фантазия развивается и обогащается. Учитель начальных классов школы №10 Галина Ковалева заметила, что читающие дети менее агрессивны, их игры совершенно другие, не такие жестокие, как у детей, которые читают мало и в основном просиживают свободное время за компьютерами.

Директор библиотеки «Лукоморье» Елена Ударцева поведала, что дети семи лет не знают простых сюжетов русских народных сказок. Родители перестали читать книги детям на ночь, обосновывая это усталостью после работы. «Но они не догадываются, — продолжила она, — что биологически мозг отдыхает, когда переключатся с одной деятельности на другую. Поэтому читайте вечером и сами, и своим детям, и от стресса не останется ни следа!»

Подытожила встречу ведущая круглого стола, психолог Екатерина Казанкина: «Я читала, что ряд экспертов утверждает: современным детям сложно читать. Читая, они не понимают смысла прочитанного, так как в текстах встречается много непонятных для них слов. Давайте же чаще читать детям, объяснять им непонятные слова, объяснять смысл читаемых ими произведений. А главное, давайте показывать пример детям, читая сами классику и хорошую современную прозу!»

И будто в подтверждение тех перипетий, что происходили на круглом столе, в это самое время дети, чьи родители дискутировали и отстаивали свою точку зрения, слушали рассказ Виктора Петровича Астафьева «Стрижонок Скрип» в исполнении Глеба Громкова. Кто-то сидел тихонько рядом, кто-то выходил из комнаты, снова заходил, словно, пробуя на слух слова, расставленные в необычном для сегодняшнего дня порядке, кто-то из детей чертил на листочке какие-то закорючки карандашом. А после прочтения этого маленького и простенького рассказа, все дети с удовольствием рисовали свои впечатления: стрижонка Скрипа, небо которое так манило его, озеро около которого было его гнездо…

Кондрашева (Мосунова) Дарья

Оргкомитет конкурса