Фонд им. В. П. Астафьева
1995 год
1996 год
1998 год
1998 год
2000 год
2008 год
2008 год
2008 год
2010 год
2010 год
2013 год
2013 год
2013 год
2013 год
         

 


На главную / МХТ им. А. П. Чехова / Рецензии
02.12.2010

«Пролетный гусь», МХТ

В девятую годовщину смерти Виктора Астафьева в Красноярске состоялись гастроли спектакля МХТ «Пролетный гусь» по рассказам писателя.

Раствориться в авторе

Показ благотворительный: организаторы гастролей, Фонд Астафьева и компания СУЭК, бесплатно пригласили на спектакль учителей и работников культуры, а также тех, кто прислал заявку на сайт фонда. Часть билетов СУЭК распространила по краю среди своих сотрудников, в том числе в Назарово и Бородино. Но, думается, даже если бы билеты пустили в продажу, спектакль все равно собрал бы полные залы. «Пролетный гусь» родился как студенческая работа. Но оказался настолько удачным, что вот уже почти девять лет, как он уверенно прописался в репертуаре МХТ и идет на неизменных аншлагах. А создатели спектакля были удостоены Государственной премии РФ.
Режиссер Марина Брусникина выстроила свою постановку по двум рассказам Астафьева — «Пролетный гусь» и «Бабушкин праздник». Никакой инсценировки — это в чистом виде литературный театр, без купюр. Артисты словно растворяются в прозе автора. В первом рассказе даже нет ролей как таковых — текст читают попеременно. Но такое прочтение (для красноярской публики уж точно непривычное) не порождает хаоса, а напротив — словно придает истории и ее персонажам дополнительные краски и объем. И невольно заставляет вслушиваться и по-новому открывать для себя, казалось бы, давно знакомое творчество писателя-земляка.

Неожиданные мысли

Причем сценическое прочтение вызывает более сильные эмоции. «Пролетный гусь» — рассказ мрачный и безысходный. Трагическая история молодой семьи, случайно образовавшейся в послевоенные годы и не нашедшей себя в мирной жизни. Со смертью ребенка ломается молодой отец, а следом за их уходом сводит счеты с жизнью и молодая мать... Почему-то, когда сам читаешь этот рассказ, при всей своей необратимости финал вызывает понимание — что ж, бывает, не все выдерживают жизненные тяготы. Классическая история про маленького человека, потерпевшего фиаско в противостоянии с сильными мира сего. Но во время спектакля вдруг поймала себя на том, что чем ближе к финалу, тем сильнее чувство протеста — нет, нельзя так быстро сдаваться. Ведь описанные Астафьевым дармоеды и прихлебатели и по сей день не повывелись. И справедливости в мире не прибавилось... Что же теперь, расставаться с жизнью? Даже потеря близких — не оправдание собственной слабости. Не хочется морализировать, но, наверное, очень важно, что театр еще способен вызывать такие мысли. Хотя, возможно, он и не ставил себе этой цели.
Как бы то ни было, режиссер осознавала, что «Пролетный гусь» слишком уж трагичен, и уравновесила его рассказом, противоположным по настроению. В «Бабушкином празднике» разворачивается сельская гулянка. Семейное торжество, посвященное именинам бабушки. На сцене появляются столы, черные костюмы из первого акта сменяются на бежевые у мужчин и яркие, нарядные у женщин. Атмосферу праздника также задают деревянные кадушки с яблоками — такое ощущение, что со сцены вдруг повеяло ароматами лета...
В спектакле у Марины Брусникиной (к слову, заведующей кафедрой сценической речи и вокала в Школе-студии МХАТ) много песен, и подобраны они здесь как нельзя более уместно и точно. Да и артисты выдают такое стройное и естественное многоголосие, что в какой-то момент невольно хочется к ним присоединиться. Особенно в «Бабушкином празднике»: вслушиваешься в рассказ — и мысленно переносишься в свое детство, с такими же незатейливыми домашними посиделками, где в кои-то веки вдруг собиралась вся родня. Сейчас иных уж нет, а те далече, как и в рассказе Астафьева, — все течет, все меняется... Может, именно поэтому вторая история воспринимается более пронзительно — жизненнее она, что ли?..

Живая искренность

И вот еще о чем подумалось после просмотра спектакля мхатовцев. «Пролетный гусь», как и недавний показ в Красноярске спектакля Театра наций «Рассказы Шукшина» (режиссер Алвис Херманис), — взгляд европейских режиссеров на творчество, казалось бы, далеких от них сибирских писателей-деревенщиков. И самое ценное то, что взгляд этот вдумчивый, чуткий и в то же время беспристрастный, без квасного патриотизма. Отношение, которого, к сожалению, порой так не хватает классикам у них на родине, где уважение и искренний интерес нередко подменяются фальшивым преклонением и дежурными знаками внимания. Наверное, поэтому стабильно проваливаются все «датские» спектакли, которые ставятся не от внутренней потребности режиссера, а к каким-то очередным юбилеям и памятным датам.
Руководитель Театра наций Евгений Миронов рассказывал, как во время работы над «Рассказами Шукшина» артисты приехали на родину писателя и поначалу столкнулись с недружелюбием его односельчан — слишком уж утомило жителей Сростков чрезмерное любопытство к их земляку, зачастую показное. Зато как потом раскрылись эти люди, почувствовав искреннюю заинтересованность приезжих! Живая искренность и уважение к автору ощущается и в «Пролетном гусе». Все по той же причине — Марина Брусникина сама заинтересовалась этим материалом и сумела увлечь им артистов. В следующем году — десятилетие со дня кончины Виктора Петровича Астафьева. Очень хочется надеяться, что эту печальную годовщину в крае почтят скромно и достойно, без «датского» фанатизма. И может быть, имеет смысл провести в память об Астафьеве театральный фестиваль. Благо достойных постановок по его произведениям в России немало.

Елена Коновалова
Вечерний Красноярск