На главную /

02.12.2010

«Пролетный гусь», МХТ

В девятую годовщину смерти Виктора Астафьева в Красноярске состоялись гастроли спектакля МХТ «Пролетный гусь» по рассказам писателя.

Раствориться в авторе

Показ благотворительный: организаторы гастролей, Фонд Астафьева и компания СУЭК, бесплатно пригласили на спектакль учителей и работников культуры, а также тех, кто прислал заявку на сайт фонда. Часть билетов СУЭК распространила по краю среди своих сотрудников, в том числе в Назарово и Бородино. Но, думается, даже если бы билеты пустили в продажу, спектакль все равно собрал бы полные залы. «Пролетный гусь» родился как студенческая работа. Но оказался настолько удачным, что вот уже почти девять лет, как он уверенно прописался в репертуаре МХТ и идет на неизменных аншлагах. А создатели спектакля были удостоены Государственной премии РФ.
Режиссер Марина Брусникина выстроила свою постановку по двум рассказам Астафьева — «Пролетный гусь» и «Бабушкин праздник». Никакой инсценировки — это в чистом виде литературный театр, без купюр. Артисты словно растворяются в прозе автора. В первом рассказе даже нет ролей как таковых — текст читают попеременно. Но такое прочтение (для красноярской публики уж точно непривычное) не порождает хаоса, а напротив — словно придает истории и ее персонажам дополнительные краски и объем. И невольно заставляет вслушиваться и по-новому открывать для себя, казалось бы, давно знакомое творчество писателя-земляка.

Неожиданные мысли

Причем сценическое прочтение вызывает более сильные эмоции. «Пролетный гусь» — рассказ мрачный и безысходный. Трагическая история молодой семьи, случайно образовавшейся в послевоенные годы и не нашедшей себя в мирной жизни. Со смертью ребенка ломается молодой отец, а следом за их уходом сводит счеты с жизнью и молодая мать... Почему-то, когда сам читаешь этот рассказ, при всей своей необратимости финал вызывает понимание — что ж, бывает, не все выдерживают жизненные тяготы. Классическая история про маленького человека, потерпевшего фиаско в противостоянии с сильными мира сего. Но во время спектакля вдруг поймала себя на том, что чем ближе к финалу, тем сильнее чувство протеста — нет, нельзя так быстро сдаваться. Ведь описанные Астафьевым дармоеды и прихлебатели и по сей день не повывелись. И справедливости в мире не прибавилось... Что же теперь, расставаться с жизнью? Даже потеря близких — не оправдание собственной слабости. Не хочется морализировать, но, наверное, очень важно, что театр еще способен вызывать такие мысли. Хотя, возможно, он и не ставил себе этой цели.
Как бы то ни было, режиссер осознавала, что «Пролетный гусь» слишком уж трагичен, и уравновесила его рассказом, противоположным по настроению. В «Бабушкином празднике» разворачивается сельская гулянка. Семейное торжество, посвященное именинам бабушки. На сцене появляются столы, черные костюмы из первого акта сменяются на бежевые у мужчин и яркие, нарядные у женщин. Атмосферу праздника также задают деревянные кадушки с яблоками — такое ощущение, что со сцены вдруг повеяло ароматами лета...
В спектакле у Марины Брусникиной (к слову, заведующей кафедрой сценической речи и вокала в Школе-студии МХАТ) много песен, и подобраны они здесь как нельзя более уместно и точно. Да и артисты выдают такое стройное и естественное многоголосие, что в какой-то момент невольно хочется к ним присоединиться. Особенно в «Бабушкином празднике»: вслушиваешься в рассказ — и мысленно переносишься в свое детство, с такими же незатейливыми домашними посиделками, где в кои-то веки вдруг собиралась вся родня. Сейчас иных уж нет, а те далече, как и в рассказе Астафьева, — все течет, все меняется... Может, именно поэтому вторая история воспринимается более пронзительно — жизненнее она, что ли?..

Живая искренность

И вот еще о чем подумалось после просмотра спектакля мхатовцев. «Пролетный гусь», как и недавний показ в Красноярске спектакля Театра наций «Рассказы Шукшина» (режиссер Алвис Херманис), — взгляд европейских режиссеров на творчество, казалось бы, далеких от них сибирских писателей-деревенщиков. И самое ценное то, что взгляд этот вдумчивый, чуткий и в то же время беспристрастный, без квасного патриотизма. Отношение, которого, к сожалению, порой так не хватает классикам у них на родине, где уважение и искренний интерес нередко подменяются фальшивым преклонением и дежурными знаками внимания. Наверное, поэтому стабильно проваливаются все «датские» спектакли, которые ставятся не от внутренней потребности режиссера, а к каким-то очередным юбилеям и памятным датам.
Руководитель Театра наций Евгений Миронов рассказывал, как во время работы над «Рассказами Шукшина» артисты приехали на родину писателя и поначалу столкнулись с недружелюбием его односельчан — слишком уж утомило жителей Сростков чрезмерное любопытство к их земляку, зачастую показное. Зато как потом раскрылись эти люди, почувствовав искреннюю заинтересованность приезжих! Живая искренность и уважение к автору ощущается и в «Пролетном гусе». Все по той же причине — Марина Брусникина сама заинтересовалась этим материалом и сумела увлечь им артистов. В следующем году — десятилетие со дня кончины Виктора Петровича Астафьева. Очень хочется надеяться, что эту печальную годовщину в крае почтят скромно и достойно, без «датского» фанатизма. И может быть, имеет смысл провести в память об Астафьеве театральный фестиваль. Благо достойных постановок по его произведениям в России немало.

Елена Коновалова
Вечерний Красноярск