На главную / Интервью / 2017 год

28.05.2017

«Маканин показался усталым и одиноким»

Впечатлениями о поездке на Форум молодых писателей в Липки делятся: лауреат премии Фонда имени Виктора Астафьева Евгений Эдин (интервью) и Алена Алексеева, специальный дипломант Фонда (эссе).

Интервью

Ты впервые в Липках: каково общее впечатление, кто приехал, кого ты знал до этого, с кем познакомился?

Оказался в какой-то параллельной реальности, как в подводном мире. Много времени, много интересных людей. С некоторыми был знаком по переписке или читал, и встретить в реале было особенно любопытно. Моше Шанин, Валерий Айрапетян, Саня Снегирев, Ильдар Абузяров, Елена Одинокова… При своей самости никто не напрягал. Вот говорят: писателипоэты — ужасные люди, самовлюбленные, инфантильные, злые-завистливые, плохо одетые, бородатые как анекдоты. Может, мне повезло, не знаю, но абсолютное большинство вокруг были адекватные, одетые во вполне себе одежду люди. Хотя может я приехал в какие то другие Липки, на другой форум.

DefTalk

Что касается организации — было многовато лекций, то есть встреч со знаменитостями, далеко не все интересные, и маловато часов под мастерклассы, где разбирались наши опусы. Приходилось даже пропускать лекции (чего устроители очень не любили) и проводить мастерклассы подпольно — вот что не понравилось.

Кажется, ты записался в семинар журнала «Октябрь»: как прошло обсуждение, кто хвалил, кто ругал, кто вообще чего сказал? Удалось ли обсудиться где-то еще (ведь многие так делают)?

Да, долго не мог определиться на какой мастеркласс пойти, все знакомые были по разным, в итоге плюнул и пошел на «Октябрь», который хвалил мой приятель, и не прогадал. Мастерами у нас были критик Валерия Пустовая и писатель Вячеслав Алексеевич Пьецух. На семинаре было много людей, которые вдумчиво по полкам умели разбирать, у некоторых оказалось филологическое образование. Разбирали друг друга по чесноку, не юля, и при этом кажется никто не остался обиженным. Вообще климат на нашем семинаре был, наверное, лучшим, (наряду со Знаменем и Дружбой, которые тоже хвалили), все очень сдружились. Обсудиться больше нигде не удалось, так как обсуждали меня по алфавиту последним, в последний час последнего мастеркласса. Я посылал на конкурс полуповесть (незаконченную) «Танк из веника» — просто потому, что все остальное для меня уже не так интересно. И вдруг всем понравилось. Подробностей обсуждения не помню, так как очень внимательно слушал. Пьецух сказал, что мне не удаются концовки и маловато то ли житейских деталей, то ли житейской мудрости, чего то житейского, вследствие чего читающие девушки плачут навзрыд, а парни максимум пускают скупую слезу и не особо проникаются. Еще сказал, что пишу «энергично». Было бы совсем здорово, если бы Вячеслав Алексеевич повесть прочитал, а не глянул по диагонали пару листов и концовку. С другой стороны, у нас там подобрались любители большого толстого жанра — два романа, пара-тройка отдельных и целый сборник повестей Кати Гашевой, и будь я усатым, крутым и 60-летним писателем, я бы тоже все это (14 рукописей) не смог от корки до корки осилить. Да и как сказал человек и цыгановед Дима Фалеев, который тоже ни черта не читал полностью, «чтобы составить мнение об уровне достаточно глянуть 3 абзаца». Пьецуху же с его пишичитательским опытом наверное достаточно начала и концовки (я не иронизирую).
Что говорила Пустовая, не помню, но в итоге попросила повесть, как допишу, придержать для Октября.

Кто был из интересных гостей, кто запомнился?

Много кто. Запомнился Эдуард Успенский, юмором, колючестью и уверенностью, а еще тем, что я с ним однажды ел макароны за одним столом и рассказывал как в детстве до паранойи боялся его страшилки «Красная рука». Но он сказал, что тут уже подходил один с точно такой же историей, поэтому мне не удалось удивить Эдуарда Успенского. Запомнился Владимир Маканин. Он рассказывал залу про то, как литературная молодежь, воевавшая в Чечне, сначала загрызла его за роман «Асан», перед написанием которого он не повоевал в Чечне, а потом остыла и сказала, что в целом роман не так уж плох. Это видимо иллюстрировало проблему — необходим ли опыт при наличии таланта, и выходило, что не обязательно. Маканин показался усталым и одиноким, и отношение в зале вызвал неоднозначное, так как и там были люди, воевавшие и жившие в Чечне. Хорошее впечатление оставила Наталья Иванова, мастер из «Знамени». Кажется, она строга и справедлива, и понимает/ценит молодежную прозу. Понравились Валерия Пустовая и Алиса Ганиева, — а кому они не нравятся? Понравились Дима Фалеев и Павел Шулепов, потому что я таких чистых душевно людей давно не встречал. Если бы Шулепов еще и пил, над ним бы зажегся нимб. Понравились все наши и многие не наши девушки, потому что умные и красивые. Запомнился критик Сергей Беляков, потому что работает за столом Бориса Рыжего. Запомнился Бекетов, потому что пьяный, в шляпе и хотел со мной драться, а потом внезапно передумал, полез вяло жать руку и говорить, что если я читаю книжки с экрана и у меня над изголовьем не висит полка с любимыми авторами, у меня нет литературных перспектив. У меня депрессия до сих пор.

Участники Форума свободное время проводили как обычно: выпивка, песенки, бильярд, бассейн?

Все кроме бильярда. Было много игроков в теннис, бадминтон и в гитару. Они кстати пели гораздо лучше, чем человек, которому платили за это деньги, и которому пришлось еще заплатить, чтобы он перестал и отдал гитару. Очень хорошо, что досуг был спортивный и неспортивный, поскольку среди писателей и поэтов, а может даже критиков были непьющие. И много некурящих. Ильдар Абузяров как в очередной раз не покурит, так идет в бассейн. А Игорь Кузнецов под советскую музыку ползал на спине по залу и сорвал аплодисменты.

Оцени вообще нужность такого Форума для молодого автора (ведь ты стал печататься без всяких липкинских обсуждений)?

С точки зрения публикации работает. Один из способов поощрения был — рекомендация текста в журнал. В итоге в Октябре будет впервые напечатан Фалеев, в Знамени Сперанский… В каждом журнале свои понравившиеся. Для тех, кто уже печатается, форум опять же небесполезен, поскольку открываешь для себя интересных авторов, знакомишься с людьми, мнение некоторых станет для тебя камертоном, можешь услышать ценный совет… Ну, не все в этом нуждаются. На форуме присутствовал Сергей Самсонов (которого «Аномалия Камлаева»), ему, наверное, и не надо, некоторые критики его уже чуть не в гении записали. Но тем не менее и он приносил новый роман свой, и вероятно прислушивался к мнениям. Ну и наконец — есть вероятность что по итогам тебя опубликуют в сборнике или отдельной книжкой. Или дадут стипендию от Минкульта.

Кстати после публикации в Знамени и в Новом мире не отнеслись ли к тебе как к мэтру отечественной словесности?

Нет, не заметил. Отношения между нами формировалось теми произведениями, которые мы присылали для обсуждения, то есть понравились они каждому из нас или нет. При знакомстве Пьецух спросил, кто где публиковался. Я ответил, он сказал: «ну, Новый мир — это серьезно…» И после этого относился не то чтобы прохладно, а менее рассусоливая, что ли. Мне так показалось. Не как к пятилетке, а как к десятилетке. Говорит: «мы вас рекомендуем в сборник и на издание книги, но нужно ли вам это? Деньги за это не платят».

Открыть файл 

Где водятся писатели?.. Конечно же, в большом замке, отдаленно напоминающим Хогвартс. Красные кирпичные стены, мраморные полы, высокие потолки, глубоко в недрах потолка — люстры, как скопление звезд. И во всем этом великолепии люди: удивительные, разные, талантливые, заинтересованные…
И я там была, мёд пила, по бороде текло, а что запомнилось, то на хвосте принесла.

Нечаев Антон

Оргкомитет конкурса