На главную /

13.07.2007

РЫЧКОВА Ольга Александровна, г. Москва, лауреат 2004 года

Родилась в 1970 г. в Томске. Окончила в 1992 г. экономический факультет Томского государственного университета, в 2003 г. — Высшие литературные курсы при Литературном институте им. Горького. Работала научным сотрудником, специалистом по рекламе и PR, редактором, журналистом, литературным экспертом. В настоящее время — редактор книжного приложения «НГ-Ex libris» «Независимой газеты». Автор книги стихотворений «Каждый охотник» (1997 г.). Печаталась в журналах «Арион», «Знамя», «Новый мир», «Новая Юность», «Наша улица», «Юность», «Кольцо «А», «День и ночь», в «Литературной газете», «Литературной России», «Московском комсомольце», коллективных сборниках и т. д. Дипломант Всероссийского совещания молодых писателей в Ярославле (1996 г.). Лауреат Пушкинского Московского молодежного международного фестиваля искусств (1998, 2000, 2001 г.г.), в 2002 г. — член жюри этого фестиваля. Призёр Пушкинского юбилейного международного конкурса одного стихотворения (Нью-Йорк, 1999 г.). Лауреат премии имени Владимира Соколова журнала «Юность» за 1997 г., премии журнала «Литературная учёба» за 2002 г., премии им. В.П. Астафьева за 2004 г. Лауреат еженедельника «Литературная Россия» за 2006 год. Участник III и IV Форумов молодых писателей России в (2003 и 2004 гг.), Московского совещания молодых писателей (2004 г.). Член Союза российских писателей. Член Союза писателей Москвы.

ЛОГИКА ВЕЩЕЙ

Сегодня стол стоять устал
В позиции «Замри!»
Он на четыре лапы встал
И подошел к двери.

Совсем тихонечко нажал
И — на тебе! — открыл.
Стремглав по лестнице сбежал,
Не трогая перил.

Он в мир вбежал, как в общий двор —
Огромный и ничей,
Нарушив тайный уговор
О логике вещей.

И понял мир, что вдруг устал
На трех китах лежать.
Он на четыре лапы встал…
Куда ему бежать?

***

Мир плывет на черепахе
По течению реки.
Вековые рыбы в страхе
Прячут морды в тростники.
Крутит нить слепая пряха,
И векам утрачен счет.
Мир плывет на черепахе.
Лета медленно течет.

КАЖДЫЙ ОХОТНИК

Каждый охотник
имеет ружье,
песика Джека,
четыре жены
и речку, в которой
стирать белье
с одной стороны —
и с другой стороны.

Каждый охотник
имеет нож —
Джека верней
и острей стекла.
Им пополам
рассекает дождь
и в лезвия смотрит,
как в зеркала.

Каждый охотник,
прикрыв глаза
и погружаясь
в пучины сна,
желает знать:
а) где сидит фазан,
и б) с кем изменит
вторая жена.

Каждый захочет
умом постичь,
слушая песню
«Шумел камыш»,
кто ты — охотник,
собака, дичь?
И на какой
стороне стоишь?

***

Когда шуршит лесная тварь,
Сбивается в толпу,
То человек и зверь, и царь —
Выходит на тропу.

Вот он проходит — друг и волк —
По лунной стороне.
Он, безусловно, знает толк
В объявленной войне.

Куриный бог, небесный червь,
Он зрит благую цель
И оголенный прячет нерв
В оптический прицел.

Он мародер и санитар
В проекции земной.
Он слишком стар, он слишком стар
Для мира под луной.

***

Человек меняет кожу.
Человек, состроив рожу,
Залезает осторожно
В надлежащую волну.
Меж глухими берегами
Бьет озябшими ногами,
Бьет озябшими руками,
Не хотя идти ко дну.

Дальше всякое бывает.
Иногда он выплывает
И свободно оживает
В жаркой россыпи песков.
А когда к покою клонит,
Он еще свободней тонет
И тихонько ждет в затоне
Невезучих рыбаков.

***

Деревья вырастают в корабли.
Их ждут пираты, рифы и муссоны.
Их ждут немолодые Робинзоны,
Забытые в синеющей дали.

Когда молчит усталый океан,
Когда и счет потерян календарный,
На горизонте парус легендарный —
Смятенный призрак, зрительный обман —

Растет и тает в зеркале игры…
И Робинзоны спят и не услышат,
О чем шумят под общей звездной крышей
Тугие корабельные боры…

МОРСКОЙ ЭТЮД

Скалистый берег — птичий рай.
Вскипают чайки на волне
И ветру молятся: «Сыграй
На самой тоненькой струне!»

А он стараться рад и сам,
Да вот беда: за сотни лет
Привык к тяжелым парусам,
А парусов в помине нет.

НЕБЕСНОЕ МОРЕ

Для тварей подводных, подледных, небесных —
простая молитва и гимн повсеместный,

языческий сон, мимолетная явь,
затменье, безмолвие, небыль…
И Солнце на запад пускается вплавь
по зыбкому звездному небу.

Небесные Рыбы пророчат дорогу,
и волглый рассвет подступает к порогам…

Русалки, ведуньи, волхвы, вещуны
немеют пред огненным оком,
и тает мерцающий остров Луны
в надзвездном пространстве высоком.

И звездною пеной Стрельцы, метеоры
рисуют мгновенно простые узоры…

Но кто их значенье однажды постиг,
и кто перевел их вселенский язык
на музыку лунную вскоре?
Качались планеты, звенели пески,
и мертвое Солнце несли рыбаки
по кромке небесного моря…

СЕРОЕ ВРЕМЯ

Вечер на землю.
Снег на дома.
Серые лица.
Тысячи верст вековая зима
Длится и длится.

Тысячи лет от сумы до тюрьмы —
Вдаль до погоста —
Серого времени серой зимы
Лишние гости.
Серое время по лицам людей —
Серой рукою…
Тише, ямщик, не гони лошадей —
Время такое…

***

Стрекозьи женщины с глазами золотыми
Летят в луга ленивые, льняные.
Июль лесные впитывает соки,
Скользит в траве по нитке дождевой.
Стрекозьи женщины стрекочут, как сороки.
Сквозь сумрак с исчезающей листвой
Дрожит дорога.
Догорают тени.
Влекомые приливами луны,
Стрекозьи женщины рисуют сновиденья
И видят сны.

***

Я бездарна, я ленива.
Как медуза до прилива,
Засыпаю на ходу,
Изрекаю ерунду.
Я такая, я сякая,
Я другой страны не знаю.
Кроме еgо своего
Не желаю ничего.
То мне грустно, то мне гнусно.
Я глупа, как лист капустный,
Для тебя равна нулю.
…Все равно себя люблю!

«ДЖЕНТЛЬМЕНЫ ПРЕДПОЧИТАЮТ БЛОНДИНОК»

Джентльмены желают блондинок,
обутых в высокий ботинок,
однако и этих и тех,
увы, не хватает на всех.
И кто ж остается брюнетке,
когда джентльмены так редки, —
какой-нибудь дворник с метлой —
небритый, голодный и злой?

КИРАСИР

У реки пасется стадо.
Тишина, покой и мир.
За дворцовою оградой
Ходит бравый кирасир.

Взглядом он косит налево,
Да не всуе, не вотще:
Он смущает королеву
В горностаевом плаще.

Та сидит на возвышенье
И краснеет горячо.
Прегрешенья, повышенья
Иль чего-нибудь еще

Кирасир желает бравый,
Только вслух — ни бе ни ме…
Мало ль что бывает, право,
У мужчины на уме!

РОБИНЗОНЫ

Косых лучей сумятица
В зеленых деревах.
Мы — Робинзон и Пятница
На диких островах.

Морская каракатица —
чудное существо!
Мы — Робинзон и Пятница,
И больше — никого.

Волна в испуге пятится,
Обжегшись о песок.
Мы — Робинзон и Пятница,
Наш плот из двух досок.

Лениво время тянется,
То вниз ползет, то вверх.
Корабль будет в пятницу —
За дождичком в четверг.

СЕНТИМЕНТАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ НА ПЛЯЖ В ПЕРЕПОЛНЕННОМ АВТОБУСЕ ПОД ЗВУКИ ВАЛЬСА «ГОЛУБОЙ ДУНАЙ»

Лето вечернее. Запах. Заборы.
Радиоволнами плещет Дунай.
Двое с коробками. Видимо, воры
Видеотехники класса «Фунай».

Нет бы лететь стрекозой над лугами!
Быть человеком обрыдло уже!
Женщина в белом. С такими ногами
Кошек ночами пугать в парандже.

Берег речной. Разомлевшие тушки
Без плавников, без хвостов и без крыл.
Вот Александр Сергеевич Пушкин
Лето поэтому и не любил.

ТВОРЧЕСТВО

Я — поэт. Терзаю лиру.
Вопль ее не заглушить.
Но о чем поведать миру,
Не могу еще решить.

Вот привязан к батарее
Свежепойманный Пегас.
Я кормежки не жалею:
Жуй, коняшка, ананас!

Может, нынче ананасы
У Пегасов не в чести,
Только он меня к Парнасу
Не торопится везти.

Смотрит искоса, скотина,
И мотает головой.
Стегануть бы хворостиной!
Впрочем, ладно, черт с тобой.

Уноси свои копыта,
Крупный нерогатый скот.
…У меня окно открыто —
Может, Муза забредет.

«ПОЭЗИЯ ДОЛЖНА БЫТЬ ГЛУПОВАТА»

Поэзия должна быть глуповата
а lа абориген протектората,
акына песнь, что сотрясает степь
в вакхическом экстазе и азарте —
как юный кот в благословенном марте,
посаженный на будничную цепь,

чье злато далеко не высшей пробы…
Поэзия должна быть как амеба
на плоскости тетрадного листа —
нехитрой. И пиитовым твореньям
пристало не эфирное паренье,
а свежесть чувств — святая простота.

К чему поэтам донные глубины:
им дактиль, птеродактиль — все едино;
условностями можно пренебречь.
Слова летят и бьются о цезуры,
и смотрит изумленная цензура,
куда заводит пламенная речь.

Без тонкостей и колкостей особых
твори, поэт, выдумывай и пробуй
с улыбкой на физическом лице.
А если оказалось не по вкусу,
зови в подмогу ветреную Музу,
Пегаса, Аполлона и еtс.

Оргкомитет конкурса