Фонд им. В. П. Астафьева
1995 год
1996 год
1998 год
1998 год
2000 год
2008 год
2008 год
2008 год
2010 год
2010 год
2013 год
2013 год
2013 год
2013 год
         

 


стоимость обучения латиноамериканским танцам
На главную / Об Астафьеве
07.04.2004

Старик Астафьев нас заметил... «Ему всегда было до Будущего!»

«Фонд создан при участии Виктора Петровича, а главное — с его яростной идеей — поддержать молодые таланты!.. Ему всегда было до Будущего! Оно его тревожило и мучило… Он хотел вырастить Будущее. Он желал этого так сильно, что оно уже начало расти».

Евгения КУЗНЕЦОВА, президент фонда им. В. П. Астафьева

По правде говоря, этот текст я писала трудно. Заходила с разных сторон и раз за разом спотыкалась. Не то! Не получается сложить буквы — их всего-то 33! — в слова, надлежащие случаю!
То есть можно, конечно, упростить задачу и, не мудрствуя, пересказать историю. Дескать, фонд им. Астафьева создан в 1994 году по инициативе компании «Аско» и конкретно — Андрея Лукашева, ее руководителя, при участии «Пикры» и «Красцветмета». Со временем к учредителям-зачинателям присоединились и другие меценаты: РусАл, KrasAir, Сбербанк России, Банк Москвы, издательская группа «Империум» (выпускающая «Комок»). Астафьев же — он сам послевоенную юность прожил ох как трудно и оттого понимал, сколь нужна молодым поддержка: и моральная, и, не ханжествуя, материальная — Астафьев дал почину свое имя. Благословил. Поначалу он лично определял лауреатов. Потом стало не до того — нездоровилось, и решение о премируемых принимало жюри. В 2002-м, посмертном, премии не вручались… Но еще при жизни писателя, в мае 2001-го, во главе фонда встала Евгения Кузнецова — давний и верный Виктор-Петровичев друг, и деятельность организации сразу же сделалась насыщеннее, весомее — соответственнее личности человека, чье имя она носит. Благими деяниями заполнились паузы между чествованиями лауреатов. Фонд оказывал поддержку фестивалю-конкурсу вокалистов им. Словцова. Детско-юношескому спортивному турниру «Кубок Астафьева». Астафьевским чтениям. Журналу «День и ночь». И, между прочим, дополнительные 7000 к пенсии Виктору Петровичу перечислял тоже фонд его имени — после того, как красноярские законодатели опозорились на весь мир, поскупившись на повышенные пенсионные из государственного кармана. Но все же главным оставалось (и остается) поощрение молодых литераторов, журналистов, артистов Красноярского края, а впоследствии — всей Сибири. За десять лет уже двадцать с лишним человек получили этот «знак качества» — астафьевскую премию.
Тут, по логике, надлежит назвать всех поименно. Но… Едва я приступала к списку, как уже ни в какую не могла отделаться от мысли, что немудреное перечисление: имен, дат, вех — выходит слишком сухим и отстраненным. Для астафьевской-то лауреатки! Я ведь тоже в числе отмеченных, а, значит, не имею права писать серо и невыразительно.
Однако потуги «поддать чувств» приводили к пошлому пафосу вроде: «Вот уже десять лет под его солнцем распускается молодая поросль». Выспренная нелепая фраза! Хотя… Такая ли уж нелепая?
Фото с прошлогоднего награждения: на стене овсянковской библиотеки — портрет Астафьева, сделан явно в погожую минутку: Виктор Петрович на нем весь лучится, а под этим солнечным портретом — мы, лауреаты, сияющие, точно и впрямь на пригреве. Помню, когда фотографировались, Валентина Ярошевская подталкивала нас — Славу Миронова, Женю Бочкарева, Алексея Песегова и меня — друг к другу, приговаривала: «Что ж вы друг от дружки шарахаетесь?! Вы теперь должны дружить!» Но мы, судя по снимку, где все на почтительном расстоянии один от другого, так и не поняли, чего от нас хотят, — шалые от счастья. День этот казался самым важным в жизни. Путь завершен. Цель достигнута. Высота взята. А после пришел страх. Потому что, если ты на вершине, в какую сторону ни шагни — шагнешь вниз, к спуску, но и топтаться на месте нельзя…
А впрочем, рефлексии по поводу своего лауреатства смахивали на нескромное яканье. И текст решительно не получался…
Выход нашелся, когда я внимательнее вчиталась в слова Евгении Георгиевны Кузнецовой — те, что вынесены в начало. Писать стоит не о фонде. И не об Астафьеве. И не потому даже, что силенок не хватает. А потому, что Астафьев — фигура несомненная, и не надо тут лишних слов, и так уже велик риск заговорить, «заюбилеить». То, что делает фонд, тоже сомнению не подлежит. Но вот лауреаты-«астафьевцы» — о них (и с ними) говорить следует. Ведь это они — Будущее, до которого ему было. Будущее, которое, оправдывая надежды, уже становится настоящим.

«Друзья, прекрасен наш союз!»

Марина САВВИНЫХ — самая первая астафьевская лауреатка, премию получила в 1995-м — за «Фамильное серебро», книгу стихов. Нынче Марина Олеговна сама в жюри астафьевского конкурса. И еще она, если формально и по-деловому, — директор, а если по сути, — душа Красноярского литературного лицея. Об «астафьевке» Саввиных говорит: «У меня крылья выросли!»
— Я почувствовала, что я могу! Не только писать могу, но и в реальном деле в силах реализоваться. Астафьев меня не просто заметил-наградил, он еще и из замкнутого моего мирка к людям вывел, к жизни. Именно после премии я начала создавать проект лицея. Виктор Петрович и тут поддерживал, опекал… Причастность к Астафьеву дорогого стоит: люди могут не знать, кто ты, что ты, но то, что ты осенена именем Самого! Одно это вызывает уважение!.. Еще церемонию вручения помню: гостиная краевой научной библиотеки — зальчик-крохотулька, и мероприятие от этого — камерное, словно посвящение, инициация. Резонанс льстил. Хотя газеты подлили дегтя — корили тем, что мне за тридцать, а премия для молодых, никто не вникал, что премированные стихи я написала в юности. Однажды огрызнулась: «О да! Я такая древняя, что помню палеолит!» А вот материальная составляющая премии меня не волновала, даже не вспомню, на что ушли деньги…

«На причитающуюся мне премию…»

«Так куда же Вы пропали?» — написала я даже не как журналист, а как поклонница САФРОНОВА, блиставшего на сцене пушкинского в «Чужом ребенке», в «Одновременно», в «Великолепном рогоносце». Блиставшего и в оперном — в 2001 году, на церемонии вручения премии. Вот, что ответил Женя по «электронке»: «Я в Москве, развиваю свою компанию Party’sson, фирма организует праздники. От театра отошел. Мысли о кино и озвучивании фильмов, правда, остались, но только мысли. О том, что я — „астафьевец“, конечно, помню. Это на всю жизнь. Это здорово. Почетно. Престижно. Правда, у меня тогда „крышу снесло“ — началось (слава богу, непродолжительное) звездное недомогание… Что до премиальных, то „на причитающуюся мне премию…“ Ну конечно! Автомобиль! В смысле, машина у меня имелась, но я ее продал, добавил „астафьевские“ $1000 и купил другую, лучше».

Ущипните меня!

— Я была ошарашена! — вспоминает «комковская» журналистка-лауреатка Надя СТОЛЯРЧУК. — Уже стояла с конвертиком в дрожащих руках — и все равно думала: «Ну не правда это! Не верю! Вот-вот конверт отнимут…» На тот момент (в 1998-м) я только пришла в журналистику и писала совсем по-ученически. Какая уж тут премия?! Я до сих пор считаю, что получила ее незаслуженно — не доросла тогда до нее еще.
— Но конверт не отняли.
— На премиальные я купила компьютер. Его, правда, потом украли…
— Ты гордишься тем, что ты — астафьевская лауреатка?
— Позавчера мы с приятелем, который «Учитель года», пошли гулять. Идем — пиво пьем, курим. А он орет: «Люди, вы верите, что перед вами — „Учитель года“ и лауреат премии Виктора Астафьева?!» А если серьезно… Горжусь — по-тихому. Во всеуслышанье о лауреатстве не говорю. Кому многое дано — с того многое спросится. Конечно, стараешься соответствовать своему статусу, но получается не всегда, а раз так — зачем о статусе напоминать? Чтобы кто-то, прочтя не самую сильную твою статью, подумал: «Ну вот! А еще астафьевская!»?

Где море и где дача

— Что из церемонии награждения запомнилось? — спрашиваю у Татьяны ДОЛГОПОЛОВОЙ. Она получила премию за стихотворную рукопись «Лепта» в 2001 году. Вручали как никогда торжественно — в оперном театре. Организаторы хотели сделать приятно Виктору Петровичу, прикованному к постели.
— Лестница запомнилась. Черная. Заплеванная. Это ведь на сцене — фанфары, а мы, лауреаты, во время концерта стояли за кулисами и видели только лестницу.
— Довольно цинично.
— Откровенно. Дело в том, что я ровно отношусь к «астафьевке». Стремиться к премии я не стремилась. Помочь мне чем-то она не помогла. На самоощущение не повлияла. Деньги? Не такие уж они великие, квартиры не купишь. Оценка Астафьева? Он читал мои стихи. И сказал, прочитавши, а мне потом передали: «Хорошие стихи, но очень бабские!» Меня это порадовало: я же все-таки баба! Так что… Да, я довольна. Как еще реагировать?.. Тут вот что: я к премии «приехала в последнем вагоне» — мне уже 29 было. Может, поэтому и нет каких-то щенячьих восторгов.
— А если бы получила в 20?
— Тогда — да! Тогда это было бы нужнее и важнее.
— Причастность к Виктору Петровичу ты тоже не ощущаешь?
— О чем ты?! Где море и где дача!

Художник голодать не должен!

На «Театральной весне-2003» Анатолий КОБЕЛЬКОВ получил приз «За лучшую мужскую роль в драматическим спектакле» (Кочкарев в «Женитьбе»). В этом году он отмечен Красноярским СТД за лучшую роль-эпизод (м-р Форд в «Поллианне»). И, кроме того, за творческую инициативу отмечена опера-авангард «Чудная баба», где он непосредственно Бабу и играет. Словом, астафьевскую премию, присужденную по итогам 1995 года, артист оправдал многажды. Но сам главным оправданием считает не регалии, а тот факт, что уже 12 лет служит в красноярском ТЮЗе.
— Многие уходят из профессии, — говорит Анатолий. — И думы эти окаянные: «А не напрасно ли то, что ты делаешь? А нужен ли театр современному миру?» И вечное актерское бессеребреничество… Кстати, насколько я знаю, Виктор Петрович к премии своего имени относился, в первую очередь, как к материальному подспорью, а потом уже как к какому-то знаку почета. Доставало ему и иронии, и здравого смысла — понимал, что не до почета, коли нищета заедает!.. Я на премиальные наконец-то купил фортепиано жене — Оля преподаватель музыки, малыш у нас растет… Станет старше, расскажу, как Астафьев мне руку жал.
К слову, в ТЮЗе восстанавливается спектакль «Звездопад» по повести Виктора Астафьева. Кобельков в нем играет Рюрика.

Это Эверест!

Астафьевская премия для меня — Эверест. И самоутверждение. Ты написал что-то стоящее. Ты не зря не спал, выворачивал душу. Ну и, как бы ни было банально, не зря прожил жизнь. В момент награждения, естественно, распирала гордость. Рядом — жена и сын, они тоже горды и счастливы за меня. Это же здорово, когда сын гордится отцом!.. Потом, конечно, понял, что, кроме гордости, есть ответственность. Нельзя халтурить. Нельзя писать плохо. А писать я продолжаю. Тема? Та же. Война. Издаюсь. Год после премии прошел успешно, очень. В питерском издательстве «Крылов» вышли две мои новые книги: «Не моя война» и «Капище», там же переиздана «премиальная» «Я был на этой войне». Скромно отмечаю в сопроводительном письме в издательство: «Лауреат такой-то премии». Это сразу вызывает интерес к книжке. Что мне и надо. А потратил премию я с толком! Пять лет копил на машину, и тут враз — плюс тысяча долларов! Купил Toyota-Caldina 93-го года выпуска. Осуществил мечту!

Вячеслав МИРОНОВ, лауреат премии фонда им. Астафьева по итогам 2001-2002 годов

Главное в писателе — задница

Кажется, что Виктор Петрович не должен был бы меня жаловать. Ведь, с точки зрения нормального деревенщика, то, что я делаю… ну, в лучшем случае, бессодержательность, в худшем — просто сатанизм. Но Астафьев — действительно великий русский писатель. Без всяких ироничных кавычек. А лучшие — вне ограниченности. Мы с ним говорили тогда. Был он, помню, приветлив. Такой простой. Сказал, что главное в писателе — задница. Сказал, что именно за это — за упорство — ценит писателя посильнее, чем поэта… Куда премия делась? Первое, что с нее куплено в тот же вечер — бутылка вина. Помню, она разбилась… То, что не ушло на пиво летом 2000-го, кануло на банковский депозит.

Александр СИЛАЕВ, лауреат премии фонда им. Астафьева по итогам 1999 года (Саша поскромничал и не упомянул в своей скорой заметке, что в 2003-м он стал лауреатом всероссийской (!) литературной премии «Дебют», а в московском издательстве «Столица-принт» вышли сразу две его книжки: «Подлое сердце Родины» и «Недомут». — Н. С.)

Они держат марку

Прочие «астафьевцы» тоже не затерялись в жизни, не сгинули. И это значит: премию дали тем, кто ее действительно достоин.
Успешно складываются карьеры лауретов-журналистов Алексея ТАРАСОВА (он собкорит в «Московских новостях») и Юрия ЧИГИШЕВА. В журналистику ушла и Елена СЕМЕНОВА, получившая премию за стихи, — редактирует «КП в Красноярске». А то, что со страниц «Вечерки» исчезла Наталья ДАНИЛЕНКО, так у Наташи на то уважительная причина — сын Саша двух лет. Годовалых малышей-тройняшей Машеньку, Сережу и Сашурку растит и наша, «комковская», Даша МОСУНОВА.
Писатель-фантаст Леонид КУДРЯВЦЕВ основался в Москве, активно издается, печатается в литературных журналах, имеет изрядно наград и помимо «астафьевки». В столицах и Юлия СТАРЦЕВА — переехала в Питер, сделалась религиозна, трудится редактором в газете «Православие и жизнь», пишет мистическую прозу. А вот Антон НЕЧАЕВ — по-прежнему красноярец, уже по получении премии он издал книгу стихов «Осень в Зиме». Продолжает стихотворить и Евгений БОЧКАРЕВ из Новосибирска (почитать его можно на www.bochkarev.h1.ru).
Андрей КИНДЯКОВ премировался как артист «пушки», но теперь он в норильском драмтеатре. Выходит там на сцену вместе с еще одной лауреаткой — Анной ТИТОВОЙ, которую в этом году Красноярское СТД чествовало как лучшую актрису второго плана. А красноярская лауреатка-балерина Алла ЮХИМЧУК в 2004-м стала заслуженной артисткой РФ и еще вышла замуж.
Наконец, Минусинский драмтеатр, Красноярский краеведческий музей, библиотека-музей в Овсянке — все они (целиком или в лице отдельных подвижников-сотрудников) тоже удостоены премии имени Астафьева. И все, что называется, держат марку.

Племя молодое

В этом году решено не присуждать премию в номинациях «Журналистика» и «Театр». Зато литераторы получат сразу три «астафьевки»: за «Прозу», «Поэзию» и «Ранний дебют». Лауреаты этого года: прозаик из Кемерово Андрей ИВАНОВ, поэт-красноярец Иван КЛИНОВОЙ и красноярская же школьница Анастасия ЗУБАРЕВА. Церемония вручения уже послезавтра. Новые «астафьевцы», поздравляем!

Наталья СОЙНОВА, лауреат премии фонда им. Астафьева по итогам 2001-2002 годов
Комок